Посмотрела страшный фильм про прелести традиционного общества «Малена». И в скором времени очередную неудачную экранизацию Стругацких «Трудно быть богом» - вариация на тему «что хотел сказать автор» в искажении «что хотел сказать другой автор, который вообще не понял, что хотел сказать первый».
Но оба фильма меня натолкнули на давнюю мысль, которую надо таки сформулировать. Основной вопрос - как не включаться в ту игру, в которую играть не хочешь, с правилами которой не согласен. Это проблема Антона (дон Румата), это и название повести, и это то, что скосило Малену.
Эта сложная дилемма, у которой простой ответ и трудное исполнение.
Возьмем крайний пример - мало кто любит войну, но за Родину, за… все прочее прекрасное и с большой буквы, некоторым кажется, что они испытывают энтузиазм. Я не верю в военный энтузиазм, показанный в Малене. Нет, люди действительно были воодушевлены, но не войной, а причастностью к великому, надеждой, что с помощью войны будет лучше, справедливостью, за которую не жалко и умереть. Обычно этот энтузиазм пропадает во время боя, потому что это фальшивка. Критерий энтузиазма - хочется продолжать и продолжать. Вот что такое энтузиазм. Легко продолжать, когда не видишь лицом к лицу того, кого надо убить, а еще легче, когда тебе физически ничего не угрожает (в «Игре Эндера» отлично показан этот феномен, и только Эндер смог не втянуться). На этом чувстве паразитируют политики, но уже под другими предлогами.
Единственная история, которую я слышала, когда люди действительно хотели воевать - это новозеландское племя Маори, которое известно благодаря своему танцу Хака. Так вот они, во время перерывов сражений с англичанами, помогали последним в моменты затишья продовольствием и пр., чтобы те вс еже продолжали бой. Энтузиазм - это когда благодарен партнеру за то, что он предоставляет возможность. А когда хочется кого-то уничтожить, даже если очень сильно и энергично - это не энтузиазм)))
И вот здесь кроется засада.
Легко не вступать в игры, которые не нравятся.
Легко не вступать в игры, которые не нравятся и есть возможность уйти, быть на приличном расстоянии.
Легко не вступать в игры, которые не нравятся, когда твои близкие не вступают вместе с тобой. (В Малене таким оказался ее муж - единственный Мужчина в этом городе. Мальчик почти, но не смог… как и многие сочувствующие)
Легко не вступать в игры, которые не нравятся, когда есть единомышленники, хотя бы и далеко, но ты о них знаешь.
Но трудного больше.
Первое. Единственный шанс не вступать в чужие кривые игры - это точно знать свою игру. Малена на этом сломалась - она вообще ни черта не понимала, что делает. Какой то автомат с ограниченным функционалом. Румата знал, в какую игру играет, но не понял ее сути. Формально понимал, но не принял для себя смысл (я только про книгу), включился в игру. Кстати, многие говорят, что его слабым местом стала Кира. Это же вообще невозможно))) Но такое мнение сильно распространено - что близкие могут быть слабым местом, и чем ближе, тем слабее герой… Да все наоборот! И непонимание этого - отличный механизм втягивания в чужие игры.
Второе. Понимать, что в любой игре нужны стороны. Например, со мной невозможно поругаться, если я не хочу ругаться. И я запросто не буду этого делать. Буду делать другое))) Надо хорошо знать правила чужих игр и обходить их.
Третье. Понимать, что чужие игры существуют и позволить им существовать. Это самая жесть. Потому что любой протест (отличная форма показать, что что-то не нравится и… втянуться))), любой праведный гнев, любая «высшая справедливость» (О! Я поняла еще раз, почему справедливости не существует))) - все это втягивает в чужую игру. Как только ты хочешь ее (игру) уничтожить - ты в ней! И любимые, да - это надежный способ втянуть… если сам втягиваешься. Втянуться - это принять предложенные правила и действовать по ним. В большинстве случаев это происходит вообще неосознанно - это же так естественно, бороться со злом. И не сдаваться никогда перед лицом врага (привет Героям))). В «Малифисенте 2» разжеван этот механизм.
И в этом случае очень большой шанс остаться в одиночестве (привет еще одному механизму втягивания).
Так вот, ответ простой - да не втягивайся)))
Единственный способ это сделать - делать свою игру в рамках чужой (если уж там оказался и не сбегаешь), делать это корректно, с пониманием собственных целей, с уважением к чужим целям (какими бы чудовищными они ни казались) и с личным удовольствием (это обязательное условие, без него ничего не получится). И тогда чужая игра чудесным образом начнет меняться к лучшему. Единственный способ противостоять силам зла - действительно понять их (а это можно только поняв себя) и не втягиваться в их игры.
Так вот, эти два произведения отличный тренажер, чтобы найти корректное решение для героев - чтобы они все же смогли стать Богами (они, как и любой из нас, этого заслуживают). Я почти нашла… Но тогда точно не получилось бы захватывающих историй)))