Хождение по музеям - интимное дело все-таки. Только наработав свое видение и поняв его(!) можно уже делиться и общаться на тему.
Конечно, если это не социальный акт - все зависит от целей посещения. Если цель - насладиться искусством - то интимный, потому что ассоциации, душевные порывы и эмоции - исключительно индивидуальны. Интимность, конечно, тоже приятно делить, но это должен быть особый, проверенный человек)))
Искусство - это красота, техника и смысл. Без всех трех составляющих это уже не искусство. И, конечно же, это относится ко всем сферам деятельности.
В очередной раз была поражена, насколько много труда вложено в создание всего этого. Самое интересное, что именно эти мысли (о чудовищном количестве вложенного труда, времени (потраченном в непроизводительных целях))), таланта, человеческой силы) мне приходят только в Оружейной палате и Русском музее. Алмазный фонд, Эрмитаж, Исторический, европейские музеи не впечатляют в этом направлении несмотря на обилие богатств. Пушкинский и Третьяковка как-то между… я еще не определилась))) Может это потому что русская культура мне ближе… Хотя Третьяковка вполне тоже должна… не знаю пока)))
В Русском музее экспозиция представлена так, что очень четко прослеживается движение эстетической мысли, ее совершенствование, трансформации, полет нарастающего мастерства и качественные перспективы, пока закрытые тайной материального воплощения. И хотя я смотрела наоборот (в смысле хронологии), и в результате раннее русское творчество оказалось в конце осмотра, но именно этот контраст мне дал понимание этой цельности - с чего мы начинали и куда пришли. Это как посмотреть достижения одного человека - от первых неумелых рисунков, до отточенного мастерства, в т.ч. в части передаваемых смыслов. Человечество прошло и продолжает этот путь, учится и совершенствуется, и каждый раз (множество раз) поражает невероятным. Это очень цельно, и может именно в построении композиции Русского музея видна эта сила мысли, которая очень пряма и логична, хотя выражена многими разными людьми в массе техник.
Короче, я так растрогалась, что даже расплакалась))) И не только от перспектив и понимания огромного красивого пути, но и потому что вспомнила, как мы начинали. И поняла, что очень скучаю, по тому, какими все тогда были, и особенно по тому, какой я тогда была. Было много любви и творения, и это так прекрасно, что стоит приложить любые усилия, чтобы вернуться в это качество.
А вот Эрмитаж - это как выставка «посмотрите, что бывает». Ну не ощутила я силы мысли - набор отрывков. Обставленные комнаты не живые - трудно представить в них людей и какую-либо деятельность… Может быть из-за того, что в такой массе трудно сосредоточиться и непонятно с чего начинать - я там вообще заблудилась))) Может и потому, что где-то через полтора часа моего там присутствия набежало несусветное количество народу, экскурсий, туристических китайских групп, и основное усилие состояло в том, чтобы пробиться, увидеть, отгородиться, чтобы услышать себя, и просто не наступить на кого-нибудь. Это утомляет… Зато прослушала квартет мужиков в костюмах - классно исполняли что-то религиозно-русское.
Надо будет вернуться в спокойной атмосфере)))
Что бросилось в глаза в обоих музеях в этот раз, что в картинах совершенно нет секса и юмора. Немого секса и юмора есть в скульптурах, легкие намеки. Кстати, скульптуры в Риме на меня производили ошеломляющее впечатление, а вот здесь они как-то не на месте что ли…
Ну с юмором понятно - конечно искусство очень серьезная вещь))) А вот про секс удивительно - столько голых тел, постельных сцен и «ни-ни». Немного секса появляется в Эрмитаже в виде слега непристойных и похотливых взглядов, но слишком мало - штуки три заметила. И еще - ни одной прилично нарисованной радуги! Все радуги изображены чудовищно бездарно и неуместно. И не зависит от мастерства художника - все остальное может быть великолепно, но радуга - нет. В чем секрет?
И еще удивительная вещь - в Русском музее я в основном хотела увидеть Волну Айвазовского. Уж очень она меня впечатлила в последний раз, когда я ее видела, лет 7 назад. И вот что интересно - в этот раз я не увидела того, что было на этой картине в прошлый раз... Я отчетливо помню, как я рассматривала одну деталь, отходила-подходила (я почти час тогда проторчала перед этой картиной). И теперь, я с вожделением и радостью хотела обновить впечатление - а там вообще такого нет! Это чудовищно, но надо признать, что мозг творит интересные штуки - и стоит их замечать)))
Несмотря на все вышесказанное я все-таки придерживаюсь одной своей идеи - в музее не должно быть скучно. Или это интересная работа над своим мировосприятием, или это развлечение. Например, я иногда люблю поржать в музеях, наверное, компенсирую переизбыток серьезности - это к вопросу о целях посещения))) Выглядит конечно, глумливо, но очень весело, когда начинаешь видеть несуразности, кривое движение мысли или комичность ситуации в трагическом контексте. Конечно, этому помогает общая историческая неосведомленность - когда знаешь историю создания, мучения художника и персонажей, смеяться становиться намного сложнее… но еще интересней)))
Я даже выработала своеобразный тест на совместимость - достаточно сходить с человеком в музей и становится быстро понятно, что он из себя представляет. Потому что оказывается, что для большинства - это стрессовая ситуация. Особенно если я начинаю глупо шутить))) Это как раньше съездить вместе на море - большинство не выдерживали такого испытания... Но теперь море в основном благоустроено, так что рекомендую ходить в музеи!
А еще я придумывала название очередному виду интеллекта. Сначала получился Искусственный интеллект (ну от слова Искусство, что не так? Долго смеялась))) В результате таки получился Эстетический интеллект - очень практичная штука, как и все остальные интеллекты. К сожалению, я не очень в нем сильна, что, с другой стороны, обещает массу открытий)))