Семейная жизнь высокородных дам...Часть VI

Apr 04, 2012 22:54

 Год 1900й начался для Марии-младшей с прекрасного события - в начале января, находясь в гостях у матери в Готе, она родила дочь, которую назвали совсем неоригинально - Мария. В семье - где почти у всех были прозвища - крохотную Марию звали Миньон. Мария Румынская просто таяла от любви и нежности к новорожденной дочке - та оказалась удивительно спокойным и милым ребенком, радовавшим свою маму с каждым днем все больше и больше. Конечно, то, что она родилась не в Румынии - как было бы положено - а в Германии, породило массу слухов, но Фердинанд лично явился к жене и дочери и засвидетельствовал, что это его ребенок и новая румынская принцесса.


 Далее началась битва по второму пункту - надо было избавиться от зловредной гувернантки мисс Винтер. Мария-старшая снова начала осаду на всех фронтах - она настоятельно твердила и требовала отослать Винтер прочь и найти ей замену. Иначе Мисси не вернется в Бухарест. Румынский король ,как обычно, не торопился, а его слабовольный племянник вообще боялся всего и вяла откликался на воззвания тещи и жены. В конце концов, доведенная до точки кипения Мария Александровна написала зятю резкое письмо.

Мария Александровна к зятю, наследному принцу Румынии Фердинанду - март 1900

…Теперь, Нандо, я выскажусь очень ясно и объясню открыто, может быть, в последний раз, потому что я больше не могу ждать решения [вопрос о мисс Винтер] или терпеть, что к моей дочери относятся как к пустому месту. Ты хочешь ее возвращения в Бухарест? Хочешь ли ты, чтобы она жила в приемлемой обстановке в своем доме? Если ответ - нет - то ты вынуждаешь меня верить, что твое истинное желание избавиться от нее навсегда, и у меня ничего не остается, кроме как требовать развода. Да, я сказала сильное слово, будь осторожен, мое терпение подходит к концу и, если ты быстро не устроишь приезд своей жены в Бухарест и не примешь ее с почетом и уважением, соответствующими ее рангу, я обращусь к своим родственникам в России и Англии, посвящу их в это семейное дело и нанесу королю Каролю и тебе, Нандо, огромный урон. Я расскажу им всю правду о печальной истории Мисси и как ее довели до неподобающего поведения из-за беззащитной позиции, в которой она оказалась ввиду слабости мужа, бросившего ее на произвол судьбы в этой варварской стране, где сам король окружил ее шпионами, чтобы безоговорочно ее скомпрометировать. Я расскажу все в мельчайших подробностях российскому императору и королеве [Виктории]…И, Нандо, позволь мне добавить, что я всегда верила, что ты, по крайней мере, джентльмен, но, увы, сейчас ты доказываешь , что я была не права…Если ничего не будет сделано, я приеду в Бухарест вместе с Мисси, сама поговорю с министрами и выставлю мисс Винтер из твоего дома…Это мое последнее слово, поэтому решай быстро и разумно…
Твоя любящая теща.

(По-моему, рано или поздно любая теща говорит зятю все, что она о нем думает))). И любой зять совершенно с ней не соглашается)). Конечно, припертый к стенке Фердинанд не проявил никакой силы воли и только нажаловался жене, что теща его мучает…Может, он испугался развода, но быстрее от этого события двигаться не стали).

Только в конце апреля мисс Винтер была, наконец, отослана от двора и Мисси с дочкой едет к мужу - но не в Бухарест, а в Аббазию, на Адриатическом море, где часто отдыхала румынская королевская семья и ее родственники. Оттуда она продолжает жаловаться на слабоволие мужа и твердить, что она будет себя хорошо вести.

Мария-младшая к матери - апрель 1900

…Лучше, чем когда-либо, я понимаю, что его характер абсолютно безнадежен и у него не хватит смелости сделать что-либо самому!..Сейчас все хорошо, но меня наполняет чувство глубокого отчаяния при мысли о будущем, потому что ничего не изменится…
 Но я не зря прошла через настоящие страшные трудности, поначалу думаешь, что, если не найти счастья в семье, то найдешь его на извилистых дорожках, но мне пришлось понять, что это невозможно и наказание будет жестоким…Теперь я пробиваюсь, стараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы не было волнений, хотя, несомненно, будут моменты, когда моя натура снова взбунтуется против ужасающей скуки, но тогда мне придется приезжать к тебе в гости надолго, как в этот раз, чтобы ты опять поддержала мой дух. Миньон, воистину, явилась к нам как ангел на землю, и, когда я чувствую себя слишком раздраженной, то бегу к ней, и ее божественное милое личико, ее восхитительная улыбка дарят мне покой, но, увы, она уже скоро вырастет…

В мае румыны возвращаются в Бухарест - к тоскливой рутине. Мисси не жалуется, в каждом письме расточает восторги по поводу маленькой Миньон, сообщает что муж не докучает ей исполнением супружеского долга (ведь она кормит дочку)…Жизнь налаживается. У сына Кароля новая гувернантка, которая вполне устраивает Марию.

В том же мае приходит беда к Даки, любимой сестре Марии-младшей. Она рожает мертвого ребенка и впадает в депрессию. Ведь этот малыш мог бы склеить ее непрочные отношения с мужем, а теперь все окончательно потеряно. Эрнст Людвиг и Виктория Мелита отдаляются друг от друга все сильнее. Родственниками ясно, что на горизонте маячит развод.

Фотосессия Мария Румынской в 1900 г.




Со старшей дочерью Элизабетой.


Со старшим сыном Каролем.


С дочерью Марией.
 В конце июля снова несчастье. От рака умирает муж Марии Александровны, герцог Альфред. Конечно, он не очень баловал любовью и заботой свое семейство, всегда предпочитал охоту и выпивку и ничего толкового в жизни не сделал, но, тем не менее, это была потеря. Мария Александровна не то чтобы тосковала по нему…

Мария Александровна к дочери - август 1900

…Знаешь, иногда я не могу поверить в эту жуткую потерю, все кажется таким ужасным! Больше никогда не видеть его! Всегда кажется, что увидишь его где-то рядом или думаешь, что Папа просто скоро приедет! Он так много отсутствовал, что мы часто думаем, будто он сейчас в отъезде и вернется на следующей неделе!

Осенью Мария-младшая с мужем навещает его родню в Германии, а ближе к зиме снова возвращается в Бухарест безо всяких перспектив попасть на Рождество к матери. Она, разумеется, тоскует, но старается не падать духом и находить утешение в маленькой Миньон.

Мария-младшая к матери - декабрь 1900

…По крайней мере, сейчас я вполне спокойна. Верно, что я отбросила все мечты и желания, ничего не прошу - только пусть меня оставят одну, у меня нет развлечений, нет друзей, я никого не принимаю и никуда не езжу, у меня нет шикарных нарядов и поэтому они оставили меня в покое!

Вот на такой ноте 1900й год и подошел к концу. Забегая вперед, скажу, что новая любовь придет к Марии Румынской в 1902 году…

На этом будем заканчивать подглядывание в чужие письма. Остается надеяться, что издатель и составитель Dearest Missy все-таки выпустят для нас вторую часть - письма между матерью и дочерью за 1901-1920 годы.

Источники:
1.Dearest Missy. The letters of Marie Alexandrovna, Duchess of Edinburgh and Saxe-Coburg-Gotha, and of her daughter, Marie Crown Princess of Romania 1879-1900. 2011.
2.Marie of Romania. The Story of my life. 1933-1934
3. Hannah Pakula. Last Romantic.1984

Письма написаны на английском и французском языках. Перевод на русский - мой.

Королева Мария Румынская

Previous post Next post
Up