Семейная жизнь высокородных дам...Часть I

Mar 09, 2012 01:19

  Пост об интимном, наверное, актуален в начале весны)))…Давно хотела написать о том, о чем пойдет речь. А речь пойдет 'про это' - как оно было в конце 19 века в высокородном семействе. Точнее, семействах - потому что традиции и воспитание были практически одинаковы во всех королевских и княжеских домах.

Для начала - вводная часть. Мои первые посты в ЖЖ были о принцессах, которые мне нравятся. Я не написала только об одной - которая тоже очень мне импонирует . Но дело в том, что писать об этой женщине можно бесконечно - и не хватит никаких ЖЖ лимитов. Настолько яркой звездой и уникальной личностью - среди своих родственников и современников - она была.

Королева Мария Румынская (1875-1938).
Урожденная принцесса Эдинбургская, старшая дочь герцога Альфреда Эдинбургского (а также герцога Саксен-Кобург-Готского) и великой княжны Марии Александровны. Соответственно, внучка королевы Виктории и российского императора Александра II. ..Информации о Марии в Интернете - миллионы страниц - так что я не буду особенно вдаваться в ее генеалогию и историю жизни, а лишь кратко обрисую то, что подходит для темы моего поста.



  Эта женщина удивляла, поражала и сводила с ума. Видимо, вкупе с красотой ей было присуще такое обаяние, что противиться ему было невозможно - даже редкие ее недруги говорили об этом. Благодаря своему шарму и женскому тонкому уму она 'вернула' Румынию на карту Европы после окончания Первой мировой войны - когда шел очередной передел земель и денег среди сильных мира сего и о маленькой нищей стране где-то на Балканах никто не хотел слышать. Мария добилась для своей страны признания и даже уважения. У Румынии было лицо королевы Марии - как говорили тогда.

Кроме успехов в государственных делах, Марии приписывали множество побед на амурном фронте…И половине ее детей записывали в отцы не ее мужа, короля Фердинанда, а других мужчин - в том числе, 'засветился' великий князь Борис Владимирович, кузен Марии. Правда все это или нет, нам точно узнать не дано…можно только искать намеки в архивных бумагах и корреспонденции самой королевы. Ну или сидеть и выдумывать небылицы - а это совсем неинтересно.

Недавнее издание переписки Марии с матерью - подготовленное румынском историком Дианой Мандачи - не пролило свет на отцовство детей, но позволило узнать всякие интересные подробности семейной жизни королевы. Точнее, интимной жизни. Потому что матери Мария писала вполне откровенно (по крайней мере, в первые лет 10 замужества). Хотя, знающие люди говорят, что переписка Марии с сестрой Викторией Мелитой еще 'забористей' - сестры были очень близки и тайн у них друг от друга не было.

Прежде чем начать цитировать письма Марии и ее матери, необходимо все-таки представить себе, как выходили замуж высокородные девушки. Точнее, с какими знаниями о семейной жизни…

Я читала мемуары королевы Марии и самую интересную биографию о ней, написанную еще в 80х годах XX столетия Ханной Пакулой. Эта биография называется Last Romantic - наиболее точное описание характера Марии Румынской. Она была просто ультра-романтична…И вот из указанных источников можно почерпнуть сведения, что замуж Марию выдала мать. По-быстрому. В 17 лет. Чтобы не успели 'ухватиться' за дочь английский принц и русский великий князь. Чтобы 'расширить' русское влияние на Балканах. Мария Александровна - ах, до чего удивительная дама - считала, что дочерей надо выдавать замуж как можно раньше - чтобы они не успели ничего о себе возомнить и слишком много узнать о реалиях жизни…Поэтому срочно организовала помолвку старшенькой - самой умной и красивой - с наследным румынским принцем. И также срочно - к алтарю молодых. Мария - в семье ее звали Мисси - послушно поверила, что рядом с ней мужчина ее мечты, послушно влюбилась (как известно, это легко в 17 лет, да еще без жизненного опыта) и пошла под венец…правда, во время брачной церемонии чувствовала себя жертвой на заклание и вообще мало что соображала. Она ждала от мужа большой и чистой любви - высоких и одухотворенных отношений, общих мечтаний и стремлений.

А получила…первую брачную ночь…ставшую для нее животным шоком. Она вообще не представляла, что ее ждет в супружеской кровати…Потому как никто - даже мать - ей на этот счет ничего не сообщил. Так было принято…Вдобавок, молодой муж так переволновался, что весь процесс прошел весьма грубо и некрасиво. Мария деликатно объяснила это тем, что Фердинанд был слишком сильно влюблен и перенервничал…Скорее всего, он просто не знал, как это все преподнести юной и совершенно несведущей супруге. В итоге, у Марии надолго появилось отвращение к исполнению супружеского долга. И обида на мать, не разъяснившую, чем занимаются в спальне муж и жена…Да более того, о том откуда берутся дети Мисси узнала от придворной дамы своей матери - и только тогда, когда рассказала ей, что ее все время тошнит и ни к чему нет интереса. Леди Монсон сделала большие глаза, но сумела корректно рассказать принцессе правду…Надо добавить, что Марии было вдвойне тяжело - она была в чужой стране, никого не знала, родных рядом не было, с мужем духовной близости не сложилось…

Зато мать теперь могла более откровенно разговаривать с дочерью - ведь та вышла замуж и стала взрослой дамой…Что же они обсуждали в письмах кроме обычных новостей, сплетен, моды и погоды? Беременности, роды и отношения с мужьями. Надо учесть, что корреспондентки были дочерьми своей викторианской эпохи - многие вещи называли завулированно или намекали. Воспитание, образование и мораль в те времена - просто небо и земля по сравнению с нашим сверхраскрепощенным веком. Все, что касалось тела человека, либо касалось отношений между полами - было глубоко личным и считалось постыдным говорить об этом открыто. Например, дочь сообщала матери, что она unwell (ей нездоровится)- означало 'критические дни' как нынче мы говорим)). Беременность обозначали фразой - in a family way - то есть в интересном положении.



Принцесса Мария в 1892 году - год помолвки.



Кронпринц Фердинанд Румынский с невестой. 1892 год.



Принцесса Мария в румынском национальном костюме.



Январь 1893 года. Свадебная фотография Марии.
  Итак, Мария Эдинбургская вышла замуж в январе 1893 года и почти сразу же забеременела. Месяца через полтора она это поняла после разговора с придворной дамой - когда та разъяснила ошеломленной принцессе суть происходящего…
Первые две беременности у Мисси протекали трудно и она все в подробностях описывала матери. Причем, она знала, что мать не терпит жалоб и нытья - поэтому после очередной порции рассказов о недомоганиях, Мария бодро замечала, что мол ладно, главное, что скоро будет такая большая радость…Сама Мария Александровна часто отвечала, что терпеть не могла быть беременной…

Мария Александровна к дочери Марии - июнь 1893 …

Я так рада, что сейчас невралгия у тебя прошла. Спроси дантиста, если снова будет приступ, может он вспрыснет тебе морфий? По-моему, это лучше, чем ходить-страдать и слабеть…Одна-другая инъекция морфия не причинит тебе вреда и даст облегчение. Я также обрадована тем, что ты уже чувствуешь движения маленького создания…Это не всегда приятно, но мне почти нравилось это ощущение, такое необычное, живого существа внутри себя! Я вполне понимаю, что ты не можешь испытывать радостных чувств, будучи в постоянном дискомфорте: я никогда этим не наслаждалась, я ненавидела все это и даже презирала…Единственный воистину божественный момент - это рождение ребенка, это ни с чем нельзя сравнить и, даже если бы у меня была дюжина детей, я бы думала также. Некоторые дамы находят восстановление после родов восхитительным, а меня это всегда страшно угнетало - лежать в кровати - и я не видела в этом ничего очаровательного.

(Да уж можно понять - вся молодость проходит в родах…При этом ведь надо исполнять представительские функции и все время 'держать лицо').

Мария-младшая к матери - лето 1893 (письмо не датировано)

…Доктор, который был у меня лишь однажды, удивился, что я почти не пополнела, но в остальном я в полном порядке, и он посещал меня только в этот раз, я резко отказываюсь [от осмотра], потому что считаю это ненужным и ненавижу каждое слово докторов и особенно боюсь их, если они дотрагиваются до меня…

(Викторианское воспитание! А мать в ответ написала, что вообще допускала до себя докторов только раз во время беременности ).

В октябре 1893 года Мария рожает сына Кароля и начинает наслаждаться радостями материнства - детей она очень любила. Теперь она знает, откуда берутся дети и с помощью подсказок матери пытается не допустить новой беременности. Ведь она очень молода - хочет пожить и для себя, а не только для государства…Она вовсю участвует в великосветской жизни Бухареста - танцует на балах ночами напролет…и вдруг в середине февраля 1894 года, рассказывая матери об очередном увеселении, сознается…

Мария-младшая к матери - февраль 1894

…Меня мучает кошмар, что я снова в интересном положении, не то чтобы я плохо себя чувствую, cкорее наоборот, но уже прошло время, когда мне должно было нездоровиться и если это не случится в конце недели - я пропала! Мысль слишком ужасная - ведь я только, что называется, начала жить. К ужасу добавляется еще и то, что я использовала все меры предосторожности и следовала твоим советам, и, получается, они не помогли мне…Я еще не сказала ничего Нандо [мужу] о своих страхах, а если все так и есть, мне придется предупредить фрейлейн Гюнст [акушерку] и хранить секрет насколько возможно, но думать о том, что придется снова пройти через эти девять месяцев! А я так хотела много всего сделать в этом году! Все очень довольны, что я не в этом положении! .. Если до воскресенья я не начну недомогать, я знаю, что надежды больше нет! Теперь я должна заканчивать. Знаю, что ты посочувствуешь мне.

(Что за меры предосторожности? Далее будет несколько намеков в переписке)

Мария-младшая к матери - февраль 1894

…Ну вот, я почти уверена, что я снова в интересном положении, хотя все еще чувствую себя великолепно, но недомогание не появляется. Никак не могу объяснить себе этого - ведь я была настолько осторожной, насколько возможно и Нандхен [муж] воистину такой милый и все понимает. Каждую ночь - даже если я мертвецки устала - я вставала и применяла известный инструмент, и мы строго ждали неделю после…

(Инструмент? Аппарат? На ум почему-то приходит кружка Эсмарха)). И ждали неделю после чего?)

Мария Александровна советует дочери скрывать свое состояние как можно дольше и продолжать вести обычную жизнь - веселиться, ездить на балы и даже немного играть в лаун-теннис.

Мария Александровна к дочери Марии - март 1894

…В конце концов, ты следуешь примеру всех молодых замужних женщин моего поколения: каждая из нас быстро родила первых двух детей, а потом стала мудрее. И, однако, не могу постичь, почему ты снова в этом положении. В следующий раз мы найдем более эффективное средство, ведь такие существуют, потому что все это не должно продолжаться…

Мария-младшая пишет в ответ - март 1894

…Мы действительно должны найти какой-то способ, чтобы предотвратить мое попадание в интересное положение, мы молоды [Мария говорит о себе и муже] и любим друг друга и поэтому, разумеется, могли бы побыть отдельно месяц-другой, ведь, если это будет так продолжаться, у меня будет каждый год появляться ребенок…О боже…Или я собираюсь стать второй Элизабет с бесконечными детьми?...

(Элизабет - это великая княгиня Елизавета Маврикиевна, жена великого князя Константина. Она тоже в 1894 году вновь собралась рожать - шестого ребенка).

В октябре 1894 Мария рожает дочь Элизабету и твердо решает покончить с родами на ближайшие несколько лет. В начале 1895 года она почти с гордостью сообщает матери о начавшемся 'недомогании' и том, что они с мужем были осторожны. Муж был поставлен перед фактом, что исполнение супружеского долга будет редким)). Поначалу любящий супруг согласился… Тем временем, мать продолжала наставлять дочь, что нужно сдерживать мужа, и делилась своим горьким опытом.

Мария Александровна к дочери Марии - январь 1895

…Боже мой! Как я понимаю тебя сейчас - снова начать наслаждаться жизнью! Только будь осторожна и не давай слабину - это ничего не стоит и не сделает твоего мужа счастливее. Я и правда думаю, что была бы гораздо более лучшей женщиной, и как-то счастливее, если бы не провела всю мою молодость в известном положении. Единственный настоящий примечательный год , который я помню из десяти первых лет моего замужества, был тот, что между появлением Даки и Сандры: все остальные года, теперь уже к с частью, довольно спутанное воспоминание о вечно плохом самочувствии, усталости и смертельной тоски от жизни в целом…Имей я тогда хоть чуточку больше жизненной мудрости, да где там, я неправильно понимала супружеские обязанности и думала, что женский удел - страдать, чтобы сделать мужчин счастливыми. Страшная ошибка…

К концу 1895 года принц Фердинанд, муж Марии, судя по всему, утомился от постоянных предосторожностей и воздержания.

Мария Александровна к дочери Марии - декабрь 1895

…Как Нандо переносит нынешнее положение вещей? Уверена, что он ворчит и называет это неестественным и неправильным? Его мать плохой советчик на этот счет и ,надеюсь, он не особо слушает, что она говорит. Вообще, у нее нет общественных обязательств, как у тебя, и поэтому ей не следует судить тебя со своей точки зрения. Смотри, как полностью изменилась Даки в этом году: она весела, любезна, разговорчива и все просто у ее ног [ в марте 1895 года Виктория Мелита, сестра Марии, родила дочь и начала вести общественную жизнь]. Если бы она снова мучалась в печальном положении, то была бы, наверняка, крайне непопулярна! Какая удача для нее, что Эрни [муж Даки] нечувственный и вообще не придает этому значения, и даже совершенно примирился с нынешним положением вещей…

(Виктория Мелита еще настрадается в семейной жизни с Эрнстом Людвигом. Сейчас его биографы считают, что он был бисексуален. С Даки они были абсолютно чужими друг другу людьми. Мария Александровна еще не раз 'проедется' по зятю в переписке со старшей дочерью. И даст ему много нелестных характеристик.)

Продолжение следует.

Источники:
1.Dearest Missy. The letters of Marie Alexandrovna, Duchess  of Edinburgh and Saxe-Coburg-Gotha, and of her daughter, Marie Crown Princess of Romania 1879-1900. 2011.
2.Marie of Romania. The Story of my life. 1933-1934
3. Hannah Pakula. Last Romantic.1984

Письма написаны на английском и французском языках. Перевод на русский - мой.

Королева Мария Румынская

Previous post Next post
Up