Свита...Часть VI. Управляющие двором. Стенбок, Шувалов

Jan 20, 2012 15:21

  Ближний круг великого князя Сергея Александровича состоял, в основном, из его сослуживцев по Преображенскому полку. Напомню, что великий князь сначала командовал Первым батальоном полка, а затем был назначен его командиром с возведением в звание генерал-майора. В 1891 году он сдал полк своему любимому кузену, великому князю Константин Константиновичу, и отправился в Москву на пост генерал-губернатора. Многие современники отмечали, что Сергея Александровича полк любил больше, чем его кузена-поэта…Константин тяготился военной службой и, хотя честно старался этого не показывать и служить усердно, это было заметно и понятно офицерам полка. Да и жена его, Елизавета Маврикиевна, не шла ни в какое сравнение с Елизаветой Федоровной - ни красотой, ни характером…

Великий князь Сергей был очень предан своим однополчанам и постепенно вокруг него образовался круг преображенцев, которым он доверял и о которых заботился. Половина мужчин, занимавших должности при его дворе, были офицерами (действующими или в отставке) лейб-гвардии Преображенского полка.

Начнем с управляющих двором (кстати, они также числились и адъютантами).

1. Герман Германович, граф Стенбок (1847-1904)
2. Павел Павлович, граф Шувалов (1859 -1905)
3. Георгий Георгиевич, граф Менгден (1860-1917)

Заметили интересный момент? Все трое тезки своих отцов!)) Как специально их подобрал великий князь…)
Итак.

Герман Германович Стенбок.

Младший сын графа Германа Ивановича Стенбока (дворянина Эстляндской губернии, род изначально происходит из Швеции) (1799-1848), командира Лейб-гвардии Кирасирского полка,  и баронессы Александрины фон Дризен (1811-80). Его дед, барон Егор Васильевич фон Дризен, был участником войны 1812 года и командовал Преображенским полком. Герман Германович участвовал в  русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Также, как и его дед, служил в Преображенском полку и в 884 году назначен управляющим двором великого князя Сергея - при этом Стенбок уже был полковником. Джунковский в своих воспоминаниях изобразил его как приятного и милого человека. Стенбок участвовал в костюмированных постановках, устраиваемых великокняжеской четой и их родней - например, в 1890 году играл в пьесе ‘Царь Борис’. В этой пьесе 'засветилось' половина великокняжеского двора и целая толпа офицеров-преображенцев. Как известно, в пьесе играли великие князья Сергей и Павел, и, кстати, Маша Васильчикова.

В 1888 году Стенбок посетил Святую Землю и Иерусалим вместе с великим князем и его женой. Неоднократно ездил вместе с ними заграницу на отдых. По черновому завещанию великого князя (написанному в форме письма брату Павлу в 1892 году) Стенбок, Гадон и сам Павел должны были разбирать бумаги и вещи великого князя после его смерти. Стенбок умер раньше великого князя.
 В 1894 году Герман Германович женился на Александре Самуиловне Грейг (1857-1915) (ее предком был прославленный в 18 веке адмирал Грейг). После женитьбы Стенбок оставил должность, но продолжал числиться состоящим при великом князе. В 1897 году у него родился единственный сын Герман (1897-1977).

Герман Германович умер в 1904 году, его жена в 1915, оба похоронены на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Михаил Петрович Степанов, один из ближайших к великому князю людей, оставил небольшой стихотворный очерк о Стенбоке.

…Начну с гофмаршала двора
С Герман Германыча Стенбока
Он роста среднего, блондин
И борода его как клин;
Обстрижен гладко под гребенку,
К плечу склоняет он головку;
Любезен, вежлив и приветлив,
Но странно - в обществе застенчив!
Играет вальсы - божество!
И вслух читает хорошо.
И, вообще, он сочетал
С добросердечьем осторожность,
И разум, вкус и просвещенность!

По-моему, весьма лестный и интересный образ. А внешность у Стенбока была оригинальная, по нашим временам, и вполне нормальная для того времени - я имею ввиду его бороду. Степанов назвал ее 'клином'.

Стенбок на групповой фотографии 1884 года.



Здесь он в Иерусалиме вместе с великокняжеской парой.



Также он есть на фото 1892 года - вот здесь ранее размещала:

http://svetabella.livejournal.com/6858.html

Как видим, Герман Германович Стенбок долго пробыл в своей должности управляющего - 10 лет - значит, скорее всего, вполне устраивал своих нанимателей.

В общем, материалы о Стенбоке не особенно богатые. Я не нашла фотографий его жены и сына - может, они есть где-нибудь на групповых снимках свиты после 1895 года…но это только предположение.

Павел Павлович Шувалов, граф (1859-1905).

Отпрыск одной из блистательных аристократических семей. Второй сын знаменитого графа Павла Андреевича Шувалова (см. Википедия ) и княжны Ольги Эсперовны Белосельской-Белозерской (1838-1869). Получается, он был двоюродным братом Марии Петровны Трубецкой, фрейлины великой княгини Елизаветы Федоровны. А его младшая единокровная сестра Ольга вышла замуж за сына Александры Андреевны Олсуфьевой, гофмейстерины великой княгини. В общем, как обычно, красиво запутанный клубок родословных связей))).

Подробную биографию Павла Павловича можно прочесть здесь: Еще раз Википедия

Шувалов не был преображенцем, начал службу в артиллерийской бригаде (артиллеристом прошел Русско-Турецкую войну, где и познакомился с великим князем), затем перешел в гвардейскую конно-артиллерийскую бригаду. В 1891 году он стал адъютантом великого князя Сергея, а в 1894 году заступил на место графа Стенбока в должность управляющего двором. Причем он числился исполняющим обязанности управляющего. Но уже в 1897 Шувалов покинул пост и занялся своей дальнейшей карьерой. Википедия пишет, что в 1896 году граф якобы вернулся на службу в Преображенский полк…он там никогда не служил вообще-то.

Что касается личных качеств графа, то интересно, что два совершенно разных по мировоззрению современника (Джунковский и гос.секретарь Половцов) охарактеризовали Павла Павловича практически одинаково: не особо приятен и себе на уме. Джунковский тут же добавляет, что все неприятные черты характера графа сглаживала его жена - Александра Илларионовна (о ней чуть позже). Она имела на него хорошее влияние…Сам Павел Шувалов, кроме того, что был себе на уме, выказал себя как убежденный монархист, был умелым оратором и практичным государственным служащим. Это он доказал в Одессе.

В 1898-1902 годах граф занимал пост Одесского градоначальника и неплохо преуспел в пресечении различных волнений и бунтов, столь характерных для России конца 19-начала 20 века. Проявив себя в Одессе, в 1903 году Шувалов был назначен генералом для особых поручений при МВД. В апреле 1905 года Павел Шувалов был поставлен московским градоначальником, то есть занял место, которое до января того же года занимал великий князь Сергей, убитый 4 февраля. Наследство графу досталось неприглядное в плане разгула революционных течений и волнений - в Москве нужно было наводить порядок - и он начал его наводить, проводя аресты среди 'крамольников' и кадровые чистки в полицейском управлении. Конечно, даром это Шувалову не прошло.

28 июня 1905 года граф Шувалов был застрелен в упор в собственной приемной, когда принимал прошения от посетителей. Стрелял эсер Петр Куликовский…которого потом помиловали и сослали на вечную каторгу. Многие эсеры и вообще революционеры всех мастей кормились при МВД, между прочим…Так вот мне стало интересно - учитывая, что Шувалов чистил полицейские кадры - а может 'ноги' убийства графа 'растут' из самой Охранки? Ну взялся генерал за дело слишком ретиво - так надо убрать, списав все на мерзких революционеров…

День убийства Шувалова описан в мемуарах часто мною упоминаемой графини Веры Клейнмихель. Она как раз приехала в Москву и завтракала вместе с женой графа Шувалова, когда к ним вошли и сказали о ранении Павла Павловича. Александра Шувалова была на седьмом месяце беременности и можно себе представить ее состояние при таком известии. Она сразу же уехала в градоначальство, а Вера Орбелиани (то бишь Клейнмихель в девичестве) двинулась следом.

Небольшой отрывок из ее мемуаров:

“Вся лестница была запружена военными и полицейскими. Я с трудом добралась до верхней площадки, где на диване лежал Шувалов. Рядом с диваном на коленях стояла его бедная жена. Врачи и полицейские сновали вокруг них.
Я тихо спросила кого-то из соседей, жив ли еще граф:
- Нет, кажется, уже скончался.
Обстановка была кошмарная: телефонные звонки раздавались со всех сторон. Толпа сновала безостановочно. При бедной графине не было ни единой живой души… Я попросила одного из докторов дать графине что-нибудь подкрепляющее, так как она была на седьмом месяце беременности, а сама побежала звонить по телефону в Петербург семье Воронцовых”.

Затем Вера Владимировна посидела с несчастной вдовой, и та попросила сообщить о случившемся великой княгине Елизавете Федоровне. Великая княгиня приехала в шесть часов вечера и несколько часов просидела с графиней Шуваловой наедине - затем уехала, оставив Веру Владимировну дежурить у постели вдовы. Наутро приехала из Петербурга семья графини, и Вера Орбелиани отбыла из Москвы по семейным делам. Графа Шувалова похоронили в Вартемягах, родовом гнезде Шуваловых под Петербургом…

Несколько слов о его жене и детях. Александра Илларионовна Шувалова (1869-1959), старшая дочь знаменитого министра Императорского двора графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова. Ее семья была особо приближенной к императорской - в детстве Сандра Воронцова, ее братья и сестры часто играли с детьми Александра III. Кстати, в 1886 году в имении Воронцовых гостили великий князь Сергей с супругой - есть даже фотография. Вот:




В 1890 году Сандра вышла замуж за Павла Шувалова. Язвительный гос.секретарь Половцов, бывший на их свадьбе, отметил, что невеста некрасива, но любезна. Современники отмечали хороший нрав графини Шуваловой и то, как она положительно влияла на мужа. У супругов родилось ни много, ни мало 8 детей (4 сына и 4 дочери). Самый младший ребенок родился уже после смерти отца, сын Петр (кстати, его женой будет одна из дочерей Шаляпина). Два старших сын погибли - Николай в 1914 году в битве под Каушеном, а Павел во время Гражданской войны в 1919 году. Все остальные и сама графиня Шувалова эмигрировали из России и обосновались во Франции.

Александра Илларионовна прожила долгую жизнь - 90 лет - и осталась в памяти эмигрантов как деятельная и неутомимая дама. Она занималась делами Красного Креста (была председательницей Русского Общества Красного Креста)и помогала неимущим беженцам из России. ..Похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Графиня Шувалова на костюмированном балу 1903 года



p.s. Каждый раз глядя на ее фотографию вспоминаю слова императрицы Марии Федоровны, записанные ею в дневнике 1918-1919 годов - о том, что у нее была Сандра Шувалова, похожая на пожилую цыганку в шляпке собственного изготовления, которой она страшно гордилась...

Великий князь Сергей Александрович, Придворные

Previous post Next post
Up