Лодка качается вверх и вниз, я сижу на борту спиной к морю и смотрю в небо. Небо серое, уютное. Страх гудит внутри меня дизельным мотором. Сегодня пришёл мой черёд погружаться. Мы все это делаем, исключений нет.
- Ты главное дыши и смотри на небо, когда пойдёшь вниз. Погружаешься медленно и спокойно, медленно и спокойно, поняла?
- Му-гу…
- И - дыши! Дыши и смотри вверх. Следи за поверхностью. Слышишь? Следи за поверхностью!..
Вода смыкается надо мной, в ушах гул и...
*
... Я в панике пытаюсь вынырнуть на поверхность и просыпаюсь.
У всех бывают странные сновидения, похожие на воспоминания. Иногда нормально даже то, что ненормально - сказал мне один психолог. И мои повторяющиеся сны и кажущиеся знакомыми незнакомые места - тоже нормально. Я в детстве рассказывала маме, как я нырнула сюда сверху и что стоит мне захотеть - я снова вынырну. Мама смеялась и говорила, что это просто мечта или фантазия.
В детской ещё горит ночник, а за окном уже светает. Дочка спит, обняв плюшевого котика и закинув ногу на сползающее на пол одеяло. Провожу рукой по её волосам, поправляю одеяло. Интересно, что ей снится сейчас? Раньше она с часто рассказывала мне свои сны, а теперь делает это всё реже и реже. Она уже такая большая. В моём сне ей вскоре пришлось бы покинуть лодку и погрузиться в новый мир, так же, как и мне когда-то. но это всего лишь сон и новый день сотрёт память о нём, как волна смывает следы чайки на песке.
*
- Когда придёт пора подняться - следи за небом. Медленно выдыхаешь - и смотришь. Если видишь, что по небу пошла рябь от пузырей - смело отталкиваешься ногами и - домой. Поняла?
- Поняла.
- Готова?
Небо светлеет, тучи рассеиваются. Лодку качает, но воздух такой тёплый, такой безмятежный…
- Ты меня слышишь?
Такое странное чувство, словно мне предстоит сейчас умереть. Даже странно, что я не плачу и почти уже не боюсь… Еще немного, ещё пару раз вздохнуть по эту сторону!..
*
Делаю судорожный вдох и просыпаюсь. Хочется дышать, просто спокойно дышать, как это делают все нормальные люди, а не бороться за каждый вдох и выдох. Моё лекарство должно всегда быть под рукой. Да, вот оно, на прикроватной тумбочке.
Я вижу своих детей и подросших внуков только по Скайпу. Один-два раза в год они приезжают в гости, а потом снова уезжают туда, где им лучше. Наверное, я тоже должна уехать. Почему я осталась? На что надеялась? Здесь всегда нужно быть настороже. Каждое слово, сказанное или написанное, грозит обернуться бедой. Кот трётся об мои ноги и заглядывает в глаза.
- Не бойся, Хвост. Я заберу тебя с собой. Пришла пора выбираться отсюда…
*
- Ты не бойся, слышишь? Ничего не бойся! Потому что нечего бояться, кроме страха. Там - внизу свои. Просто иди к ним и будь с ними, пока это возможно.
А вдруг это станет невозможно? Что тогда? Что если меня там не ждут? Что если я не подхожу этому миру или он не подходит для меня? Вдруг он изменился за долгие годы, ведь всё меняется?
- Мы всегда на связи, запомни! Помни об этом, даже когда забудешь. Многие забывают, почти все, но связь не обрывается никогда. Ни-ког-да.
До встречи!..
*
Открываю глаза. Темно. Здесь, в подвале, холодно и сыро, но я заранее принесла сюда тёплую одежду, одеяла, воду. Я успела подготовиться, когда поняла, что уехать уже не смогу. Моё лекарство заканчивается и вряд ли я получу ещё. Но я жива, ещё жива. Интересно, как там дела у детей? Впервые за всю жизнь я радуюсь, что они далеко от этого места. Как же я по ним скучаю! Иногда я выхожу на поверхность и встречаю там своих бывших соседей. Мы здороваемся взглядами, чтобы не тревожить окружающее нас вещество чуждыми звуками. Когда снаружи стихнет грохот, я тихонько выберусь отсюда, чтобы посмотреть на небо. В детстве я знала, что нужно делать. Я знала, как пришла и как можно уйти. Я думаю, пришло время уходить.
*
Мягко-мягко проваливаюсь в воду спиной. Перед лицом бурлит небесная синева и белые клочья облаков. Погружаюсь, погружаюсь, погружаюсь. Боюсь оторвать взгляд от неба и вдруг вспоминаю, что надо дышать. Вереница пузырьков устремляется к облакам. Облака дрожат и замирают. Ещё вздох. Поверхность ещё отзывается на моё дыхание. Ещё выдох. Облака медленно плывут. Просто плывут облака, их не тревожит ни моё дыхание, ни моё присутствие. Новая среда принимает меня. Погружение завершено.
*
Чёрный дым разрывается языками огня, сквозь гул и рокот моторов слышится бодрая мелодия - это звонит мой телефон. Кто-то пытается выйти на связь. Но как? Батарея разряжена уже более двух недель. Это всё не наяву. Да и будь это всё на самом деле я всё равно не могла бы ответить на звонок. Я стараюсь вскарабкаться как можно выше на руины, прижимая к себе ошалевшего от страха кота. Дым ест глаза, воздух обжигает лицо, но я медленно выдуваю из лёгких последний воздух и смотрю, не устремятся ли к поверхности вереницы пузырьков от моих губ. Нет, ещё нет. Вещество сгущается вокруг меня. Моя одежда струится по течению, а волосы образуют ореол вокруг головы. Я снова медленно выдыхаю в небо и - о чудо! - через несколько секунд лёгкая рябь начинает колыхать край белого облака на синем фоне.
Ну вот и всё! Оттолкнувшись ногами, я одной рукой поудобнее подхватываю притихшего кота, а второй изо всех сил тянусь к небу, к облакам, к поверхности. И моя рука исчезает в синеве, её крепко обхватывают чьи-то пальцы и выдёргивают меня, словно рыбу, под слепящее солнце. Лёгкие обжигает первый настоящий вдох.
*
Коляска катится, слегка качаясь вверх и вниз. Я слышу шум машин и голоса людей. Как и было обещано, связь не обрывается никогда. Моя лодка на границе двух стихий. Я лежу на дне этой лодки, слушаю шум волн и крик чаек. Я засыпаю и чувствую, как мама поправляет одеяло, гасит ночник и уходит, гадая, что же я вижу во сне.