-Как твои дела?
-Ничего.
В таком ответе ни один иностранец не найдет смысла. И почему это на прощание говорят не "Пока", а "Давай!"
Чтобы понимать родную речь, чувствовать полутона и научиться владеть словом, необходимо активное живое общение в детстве. От двух лет до пяти просто жизненно необходимо разговаривать для включения мыслительных процессов. Если в это "речевое" время по каким-то причинам ребенок лишается общения, то пробел уже не восполнить. Такие дети не будут способны к яркому общению, они не смогут играть словами, и будут мыслить слишком прямо и примитивно. Как сказал Чуковский, они будут иностранцами в родном языке.
Хотите вырастить говорящего и думающего человека, общайтесь с ребенком, поощряйте, хвалите, удивляйтесь его новым изречениям.
Полине 2 года
Машинка с одной колесОй.
-Включи Машу, где она сказала: "Я понима-а-аю".
-Это какая серия, про что?
-Про понимала.
Полине 3 года
-Мам, пойдем в садик, который рядом с дружбой.
-Это какой?
-Ну, где дружатся... невесты.
-Женятся?
-Да!
(про садик рядом с дворцом Бракосочетания)
-Я девочка-танцевательница.
Идет из дедовой комнаты и плачет.
-Дед меня обидел.
-Почему?
-Потому что мы его страшили.
-???
-Мамочка, пойдем вместе деда страшить!
Дед сделал палочку с длинной лентой как у гимнасток.
-Я пойду гимнастировать.
Полине 3,11
-Полина, скоро у тебя день рождения. Кого из книжных героев ты бы хотела видеть на празднике? Кто тебе больше всего нравится?
-Сутеев.
Полине 4 года
-Мам, а почему мы по раньшевой дороге идем?
-По какой?
-По которой раньше ходили.
Полине 4,3
Моет руки: "Ой, я немного измокрилась".
Полине 4,7
-Моя мишура еще блеще вашей.
Полине 4,8
-Я чуть не упала!
-Так не упала же!
-Я облокочнулась.
(в одном слове слились два - "облокотилась" и "покачнулась")
Полине 4,10
-Мам, налей воды.
-Иди на кухню, там в твоем стакане налито.
-Там уже всё спИтено.
Полине 5,6 перечисляет, кто ей нравится из игрушек Сильвания Фэмили: котята, бельчата, мишата, мартышата...
Перед укладыванием спать просит: "Мам, подушки перенаволочишь?"
Полине 5,8
-Мам, у меня подлинели волосы?
Я уверена, у каждого есть такие выражения в запасе, но не каждый успевает их записывать. Потом они быстро забываются.
Из множества придуманных слов я конечно же многие не записала, но те, что сохранились, берегу как сокровища. Это маленькие мосточки в прошлое, в детство, они греют нашу память. Ближе к 8 годам новые слова уже перестают придумываться в таком количестве, так как мозг уже прекрасно запомнил слова и их значения.
Детям легче осваивать все эти суффиксы, приставки, корни в школе... если они в период осваивания речи от двух до пяти обожглись "неподУтой пельменью", просили маму принести "попИтю" и на вопрос "что, никак не получается надеть ботинок?", отвечали "как" - то есть, получается. Общайтесь с ребенком сейчас и потом увидите, как легко и свободно мысли превратятся в слова.
А у нас школа всё ближе и ближе. Я и жду этого времени и боюсь одновременно. Боюсь, что ребятки мои растут так быстро, что и не успеваю я насладиться детством с "попИтями" и "мартышатами" до того, чтоб "ух, всё, детства до сыта, можно и в юность шагать".