Родственники умершего художника свалили грудой сотни картин, свернутых рулонами, как «бесполезную мазню». Проводив в последний путь обременительного брата, признанного всеми сумасшедшим, сестра художника решила хотя бы выручить деньги, продав огромные холсты по метражу, как материал. Может, чтобы купить дрова для растопки печки. Символично, картины и огонь. Рукописи не горят. Художнику начертали другой промысел. Случайно проходивший мимо молодой архитектор увидел «Одинокий кедр» и без промедления выкупил все работы художника- изгоя Тивадара Чонтвари почти даром.
«Я странствую повсюду в поисках красоты, я вбираю в себя неизмеримость пространства».
"Одинокий кедр"; 1908
Начало творческой биографии Чонтвари как легенда. В 40 лет провинциальный аптекарь во сне услышал голос, открывший ему истинный путь. «Ты станешь великим солнечным художником и превзойдешь самого Рафаэля». Ни минуты не сомневаясь, он оставил аптеку на братьев и поехал в Мюнхен брать уроки живописи. Овладев в в совершенстве академической манерой, Чонтвари решил рисовать «как видит». Его воображение занимала только природа и воображаемые миры.«Я не рисую красками, я лишь наблюдаю и восхищаюсь мимолетной красотой природы»
Состав красок придумывал сам, пригодились аптекарские знания. Уникальная гамма делала краски природы ярче и придавала свечение. Даже через столетие работы не лишились первоначальной насыщенности.
Чонтвари сочинял статьи о вреде табака, рассуждал о веганстве, был пацифистом. Революционные взгляды для Венгрии того времени, окружающие считали художника шизофреником. Из-за насмешек и разногласий был одинок и лишь изредка общался с сестрой. Чонтвари жил в нищете, голодал и никто не купил у него ни одной картины. А в 2006 году полотно «Встреча влюбленных» приобрёл неизвестный коллекционер, заплатив более миллиона евро.
"Встреча влюблённых"
Промысел или ирония судьбы? Быть отвергнутым, гонимым, терпящим нужду и насмешки при жизни и стать гением после смерти. В 1949 году на выставке Чонтвари в Париже, Пикассо закрылся на целый час в выставочном зале, попросив не беспокоить. Вышел и восхищённо сказал
«Я не знал, что существовал еще один великий художник»
,
"Паломничество к ливанским кедрам", 1907 год.
Кастелламмаре-ди-Стабия 1902
Вид с храмовой площади на Мертвое море, Иерусалим 1905
Бабочки 1893
Ребенок в красном 1894
Мария в Назарете , 1908