Нет, видно, я еще мала: я ничего не поняла

Apr 24, 2011 16:31


В рамках программы духовного самосовершенствования и наверстывания упущенного в студенческие годы зачла я тута роман Юрия Мамлеева «Блуждающее время». Писателя этого я как бы проходила в институте, но не стала ознакомляться с творчеством культового автора - оставила на потом. И вот наступил потом. Ознакомилась. Как только начала ознакомляться, сразу же впала в не прошедший до сих пор ступор.

Я даже не представляла себе, что можно настолько плохо писать. По-моему, стиль автор унаследовал от писателей, которые научились водить пером по бумаге в кружках ликбеза, а потом, поняв, об чем надо писать, получили пишущие машинки в совписе и стали строчить романы типа «Битвы в пути».  Только советский роман,  хотя и убогий, но хотя бы выстроен четко и ясно. А произведение Юрия Витальевича вообще лишено какой бы то ни было формы. Можно было продолжить и навалять еще полсотни страниц, а можно и посередине бросить - ничего бы не изменилось, для моего по крайней мере восприятия. Персонажей море, но зачем они нужны в таком количестве - совершенно непонятно. Единственная версия, - хотя она крайне оскорбительна, думаю, для любого писателя, - куча персонажей призвана хоть как-то подпирать разваливающуюся композицию и никакой сюжет.

Писатель не заморачивается насчет того, как бы потоньше ввести новое лицо, как и куда двинуть действие. Закончил главу - начал следующую, с новыми картинами, новыми героями.

Потом, когда эти герои довольно топорно обрисованы, про их метафизические опыты и мистические верования, а также психические отклонения невнятной скороговоркой сообщено, настает время их собрать вместе. Зачем - хз. Для этого выбирается какой-нибудь дом - абсолютно произвольно, ничем не мотивированно - куда все герои постепенно стекаются (некоторые предварительно созваниваются, иные как-то сами собой оказываются в тусовке). Очередность прибытия на место встречи обусловлена крутизной персонажа, то есть уровнем его вовлеченности во всякие потусторонние поиски себя или там абсолюта. Там у них все чотко: есть пионеры, есть продвинутые, есть какие-то странненькие и есть чуваки, которые уже прям ваще.

Один деятель уже как бы даже и нашел вроде бы чего-то. По крайней мере автор романа просит нас поверить ему на слово, что таки нашел и что этот герой уже как будто бы и не совсем человек, а что-то такое неизмеримо большее. Кто из читающих роман не верит, что этот так, видимо, сам виноват. Мамлеев с такими читателями не церемонится. Раз он сказал, что персонаж нереально крут и категорически отличается от обычных людей, значит, так оно и есть. Прибегать к приемам, которые бы косвенно это подтверждали, он не считает нужным. Однако при полном пренебрежении деталями, художественными подробностями и прочими традиционными литературными приемами особенно трогательно выглядит манера автора увязать в описаниях, которые совершенно не проясняют туманный мир романа, а наоборот - привносят еще больше невнятицы и отвлекают офигевшего читателя, который  с трудом считает все прибывающих новых шизиков и честно старается их не путать.

Линий сюжета в романе как бы две. Одна связана с группой персонажей, которые ищут выход из тутошнего мира в иные края и измерения. Вторая, как не трудно догадаться, - с группой их антагонистов. Причем антагонисты - страшные злодеи, готовые извести под корень всех этих метафизиков и мистиков. Попросту их планируется передушить по одному.  Прелестно, по-моему.

Сходятся две эти линии немудрящим путем. Дело в том, что один из «наших», принадлежащих к категории метафизиков-пионеров, случайно провалился лет на двадцать пять назад, попав во время, когда он еще и не родился, но вот-вот должен был. И там накосячил, в прекрасном прошлом. Изнасиловал какую-то бабу по пьяни, а она возьми и залети. И вырос у него сын, (и автор, и все его герои называют это существо тошнотворным словом «сыночек»), который стал идейным убийцей и с удовольствием душит всех, кто пытается проникнуть в тайны мироздания и выйти за грани здешнего мира. Ну, и долго гадать не приходится: ессесно, этот самый «сыночек» со временем, которое писатель зачем-то старательно тянет, встречается с папашей и убивает его.

Собственно, больше ничего в романе не происходит, в плане занимательности. Остальное время герои пьют водку и «чаек»,  жрут, разговаривают на всякие мистические темы, встречаются, расходятся, катаются на электричке и так далее. Зачем все это рассказывается читателю - я непонила, честное слово. За что он с нами так?))

Можно, конечно, возразить, что, мол, не нравится - не читай. Но я себе пообещала с первых же страниц, что обязательно добью эту книгу и попробую понять, почему она такая. Почему писатель пишет вот так: «Марина вздохнула. Выпила чайку. А потом позвонил Егор Корнеев, тоже из своих, но поинтуитивней Далинина, - и все точки над «и» расставил, хотя говорил языком, малодоступным для посторонних, намеками. «Бедный Павлуша, вот влип, так влип, - подумала Марина, уплетая пирог, - самое интересное в этой истории - это, несомненно, сыночек. Хорош тип, наверное. Поди, сейчас где-нибудь бродит. Но надо тут крепко подумать и посоветоваться. А ребятам надо кое-что пояснить, иначе еще сдвинутся, без метафизики здесь не обойдешься. И к Орлову, и к Буранову их надо сводить, чтоб в себя пришли, на ноги встали»,  - или вот так: «И они нырнули в вечное московское метро».

А еще вот так: «Располагались они все так уютно, под кустами и деревьями, в центре только кружочек с простыней для ужина и самовара, что, казалось, другому пришло бы в голову, что и чертей никаких не существует на свете. Уленькино полненькое личико только и выглядывало из-за куста. И даже потусторонняя беседа о трансцендентных глазах будущих завоевателей Земли как-то смягчалась дымом от самовара и пирогами. Даже кошка, и та пришла и разлеглась, как барыня, у самовара.

- Так бы и остановилось бы сейчас время, - вздохнула Улюшка. - Ан нет, не бывает так. Занесет нас силушка неведомая бог знает куда».  А еще он каждые семь-десять страниц заставляет кого-нибудь из персонажей упоминать о России. С каким-то извращенным придыханием, блин.

Но понять получилось только одно: язык и стиль писателя Мамлеева запускает у меня обратную перистальтику. Все!

зачла

Previous post Next post
Up