ДИНКА

Nov 18, 2019 22:08

  Как   с годами   по-другому видится   прочитанное...словно зажигается  волшебный  фонарь )
Недавно   перечитала   повесть   Валентины   Осеевой  "Динка".  В  детстве  меня  увлекли   приключения,  задорный, живой характер  главной  героини, верная дружба,  я  полюбила   Динку, Леню, других  героев  этой истории.
Но, став взрослой,   поняла:  есть  книги  детские, а  есть  о  детях.  И  не  все  сказки  написаны  для  детей.
Как  сказал   Сент-Экзюпери: "... все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
"Динка"  Осеевой  -  об этом же.    Это история  о  ребенке  в  мире  взрослых.  Как   трудно  маленькому, если  нет  защиты, если нет понимания,  и  как  сложно  взрослым   правильно  понять   даже  собственного  ребенка.
   На мой взгляд, эта книжка  интересна  и   полезна  СОВРЕМЕННЫМ  родителям.  Казалось бы, что им  революция, большевики... как  всё  это  далеко, спорно, чуждо для многих.   Но, тем не менее,  по-моему,  "Динка"  не  перестала  быть актуальной.  Да, сегодняшние  папы и мамы  далеки  от  революционной  борьбы  (если помните, именно этому  посвятили себя  родители  Динки  Арсеньевой  и ее сестер). Но  разве  сегодня  мало  других   идей, которые  отвлекают  родителей  от  жизни  детей?
Не от  заботы о них - накормить, одеть, вылечить заболевших  -  а  от  того, чтобы  разобраться:  чем  живет  ребенок?  Чем  занята  его душа?
     Разве  сегодня, например,   мало  женщин, которые -  так  же, как  мать  Леньки -  слепо  доверяются     первому   встречному  проходимцу  и  отдают  в  его  руки  судьбу своего  ребенка?  Разве  сегодня  детям  не приходится  выживать в жестоком и враждебном мире?  Меняются  моды  и  речи, но  сюжеты  стары, как мир.

Те, кто полюбил  эту  книжку,конечно,  знают, что  у всех   героев были  прототипы.  Динка - это сама  Валентина  Осеева.  Ее мама, отец,  тетя,  сестры   Алина и  Мышка  -  это  семья  Осеевых.  История   Лени - тоже, наверняка, не  выдумана.  Известно даже, что  Осеевы, действительно, взяли в семью   мальчика-сироту и  подготовили  его  для  поступления  в реальное училище. ( В книге  училище  автор заменила на гимназию).  Но  что   стало  с  этим  мальчиком  дальше,"история  умалчивает".

Я  прочла  работу   Ольги  Бермант-Поляковой  "Драма  гипертимного ребенка. Психологический  разбор повести В.А. Осеевой "Динка".  В одном из разделов  есть  такие слова:
"Событийная канва повести, по моему предположению, в нескольких эпизодах исправляет неслучившееся в судьбе писательницы. Психологическая достоверность её книг завораживает, она как будто читает в сердце, - тем контрастнее нереалистичные моменты и тем чётче просачивающиеся между строк слёзы боли."
Автор останавливается  на  трех моментах. Вот один из них.
"Третью догадку мне сложнее всего аргументировать. В книге взрослые принимают решение уехать, и у Динки нет никакого средства дать Лёньке знать, что её увозят. Она приходит на утёс и пишет там печатными буквами что-то для него, - несмотря на строжайший запрет не переходить по доске на утёс одной, когда его нет рядом. Мама девочки оставляет письма для капитана и письмо для Лёньки у соседской девочки Анюты, взрослые помогают Лёньке успеть к поезду в городе, который увозит девочку, взрослые помогают маме дождаться Лёньку, Динка привязывает себя к стулу, чтобы её не увезли на поезд насильно, - и Лёнька успевает воссоединиться с ней.
              В реальной жизни, как мне кажется, были только слова "Найди меня, Лёнька" и девочка, привязывающая себя к стулу, чтобы взрослые не могли вынести её из комнаты насильно. Я думаю, её увезли, они потерялись и их встреча не случилась, и отчаяние маленькой девочки-Динки писательница пронесла через всю жизнь."

Это  трудно  доказать, но  мне тоже   кажется, что  в реальной  жизни  всё  так  и  могло  быть.  Много ли   найдется  тех, кто   станет  ломать  "взрослые"  планы  из-за  слез  восьмилетней  девочки? Тем более, в среде  закаленных  невзгодами  революционеров...
  Думаю,  если  бы  прототип  Леньки -  реальный мальчик -  действительно  стал  членом семьи  Осеевых,  то в семейных  преданиях  он  не  остался  бы  просто  безымянным  сиротой.
  Кто знает,  возможно,  история  неизвестного  воспитанника   Осеевых  тоже  нашла  отражение  на страницах  повести...
Например, в виде  рассказа  о  студенте-репетиторе  Васе  (который  на самом-то  деле, как и  Ленька,  мог  бы  быть  принятым  только  в реальное училище, а не в  гимназию):

" Вася был сыном чернорабочего. Отец его, надорвавшись на работе, умер, а мать поступила прачкой в семью инженера. Когда Вася подрос, хозяева помогли матери устроить его в гимназию на казенный счет. Вася был первым учеником; он обожал мать и мечтал, окончив гимназию, поступить на любое место, лишь бы уйти от своих благодетелей. Но мать умерла раньше, чем Вася кончил гимназию. Умирая, мать оставила Васю на своих хозяев.
- Конечно, я ни на что не мог пожаловаться, это были вполне интеллигентные люди. И все же я ушел, я ненавидел всякое благодеяние, я не мог есть за их столом... - сказал Вася.
- Но как же они отпустили вас? - с горечью спросил Леня.
- Какое там отпустили! Они и уговаривали меня, и просили именем матери, и высылали мне по почте деньги... - Вася махнул рукой. - Одним словом, я им наделал много хлопот и все-таки не вернулся. Набрал уроков, голодал, ходил в рваных ботинках, но зато знал, что никому не обязан...
Леня покачал головой:
- Как же так можно?.. Ведь они хорошие люди.
- Да, неплохие. Очень неплохие, они и мать мою не обижали - последнее время она у них почти не работала, - летом брали нас с ней в имение... Хорошие люди, но я всегда видел в них «благодетелей», и это унижало меня.

История Васи взволновала Арсеньевых, и, когда Вася ушел, они продолжали бурно обсуждать ее.
- Ну и бессовестный! Просто неблагодарный! - возмущалась Алина.
- Ах, нет, нет! Так нельзя судить, мы же многого не знаем! - защищая Васю, говорила Мышка.
- Конечно. Но если эти люди обещали умирающей матери поставить ее сына на ноги, то я могу себе представить, как они себя чувствовали, когда он ушел... Ушел на голодную жизнь, совсем еще мальчиком... в шестом классе, - вздохнула Марина, исподволь с тревогой наблюдавшая за Леней.
Леня долго молчал, потом, словно про себя, мрачно сказал:
- Не прижился он... Чужим себя чувствовал, а каждый день чужой хлеб есть не будешь. Вот и ушел.
- А ты прижился! Ты уже никуда не уйдешь! - встрепенулась вдруг Динка и с тревогой взглянула на мать.
- У меня четверо детей, - задумчиво сказала Марина. - Разве бросил бы меня мой сын с тремя девчонками? - Она покачала головой и ответила себе сама: - Нет, никогда!
- Никогда! - серьезно подтвердил Леня."

Возможно,  Ольга  Бермант-Полякова  права. Повесть  исправляет  неслучившееся  в  судьбе.Часто так  бывает:  пока человек  жив, мало кто интересуется подробностями его жизни.  А когда  человек  уходит навсегда, вдруг оказывается, что  в   его  судьбе  множество  "белых пятен". Но  заполнить  их  уже  невозможно.  Некого  расспросить.  Нет  "главного свидетеля".
          ТОРОПИТЕСЬ  РАССПРАШИВАТЬ  СВОИХ   БЛИЗКИХ, СВОИХ  ДРУЗЕЙ !
ТОРМОШИТЕ  ИХ,  УЗНАВАЙТЕ,   УТОМЛЯЙТЕ  РАССПРОСАМИ - ПУСТЬ  ДАЖЕ  УСТАНУТ  РАССКАЗЫВАТЬ)
СТАНЬТЕ  ИХ  БИОГРАФАМИ ! )

Previous post Next post
Up