Nov 18, 2019 22:08
Как с годами по-другому видится прочитанное...словно зажигается волшебный фонарь )
Недавно перечитала повесть Валентины Осеевой "Динка". В детстве меня увлекли приключения, задорный, живой характер главной героини, верная дружба, я полюбила Динку, Леню, других героев этой истории.
Но, став взрослой, поняла: есть книги детские, а есть о детях. И не все сказки написаны для детей.
Как сказал Сент-Экзюпери: "... все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
"Динка" Осеевой - об этом же. Это история о ребенке в мире взрослых. Как трудно маленькому, если нет защиты, если нет понимания, и как сложно взрослым правильно понять даже собственного ребенка.
На мой взгляд, эта книжка интересна и полезна СОВРЕМЕННЫМ родителям. Казалось бы, что им революция, большевики... как всё это далеко, спорно, чуждо для многих. Но, тем не менее, по-моему, "Динка" не перестала быть актуальной. Да, сегодняшние папы и мамы далеки от революционной борьбы (если помните, именно этому посвятили себя родители Динки Арсеньевой и ее сестер). Но разве сегодня мало других идей, которые отвлекают родителей от жизни детей?
Не от заботы о них - накормить, одеть, вылечить заболевших - а от того, чтобы разобраться: чем живет ребенок? Чем занята его душа?
Разве сегодня, например, мало женщин, которые - так же, как мать Леньки - слепо доверяются первому встречному проходимцу и отдают в его руки судьбу своего ребенка? Разве сегодня детям не приходится выживать в жестоком и враждебном мире? Меняются моды и речи, но сюжеты стары, как мир.
Те, кто полюбил эту книжку,конечно, знают, что у всех героев были прототипы. Динка - это сама Валентина Осеева. Ее мама, отец, тетя, сестры Алина и Мышка - это семья Осеевых. История Лени - тоже, наверняка, не выдумана. Известно даже, что Осеевы, действительно, взяли в семью мальчика-сироту и подготовили его для поступления в реальное училище. ( В книге училище автор заменила на гимназию). Но что стало с этим мальчиком дальше,"история умалчивает".
Я прочла работу Ольги Бермант-Поляковой "Драма гипертимного ребенка. Психологический разбор повести В.А. Осеевой "Динка". В одном из разделов есть такие слова:
"Событийная канва повести, по моему предположению, в нескольких эпизодах исправляет неслучившееся в судьбе писательницы. Психологическая достоверность её книг завораживает, она как будто читает в сердце, - тем контрастнее нереалистичные моменты и тем чётче просачивающиеся между строк слёзы боли."
Автор останавливается на трех моментах. Вот один из них.
"Третью догадку мне сложнее всего аргументировать. В книге взрослые принимают решение уехать, и у Динки нет никакого средства дать Лёньке знать, что её увозят. Она приходит на утёс и пишет там печатными буквами что-то для него, - несмотря на строжайший запрет не переходить по доске на утёс одной, когда его нет рядом. Мама девочки оставляет письма для капитана и письмо для Лёньки у соседской девочки Анюты, взрослые помогают Лёньке успеть к поезду в городе, который увозит девочку, взрослые помогают маме дождаться Лёньку, Динка привязывает себя к стулу, чтобы её не увезли на поезд насильно, - и Лёнька успевает воссоединиться с ней.
В реальной жизни, как мне кажется, были только слова "Найди меня, Лёнька" и девочка, привязывающая себя к стулу, чтобы взрослые не могли вынести её из комнаты насильно. Я думаю, её увезли, они потерялись и их встреча не случилась, и отчаяние маленькой девочки-Динки писательница пронесла через всю жизнь."
Это трудно доказать, но мне тоже кажется, что в реальной жизни всё так и могло быть. Много ли найдется тех, кто станет ломать "взрослые" планы из-за слез восьмилетней девочки? Тем более, в среде закаленных невзгодами революционеров...
Думаю, если бы прототип Леньки - реальный мальчик - действительно стал членом семьи Осеевых, то в семейных преданиях он не остался бы просто безымянным сиротой.
Кто знает, возможно, история неизвестного воспитанника Осеевых тоже нашла отражение на страницах повести...
Например, в виде рассказа о студенте-репетиторе Васе (который на самом-то деле, как и Ленька, мог бы быть принятым только в реальное училище, а не в гимназию):
" Вася был сыном чернорабочего. Отец его, надорвавшись на работе, умер, а мать поступила прачкой в семью инженера. Когда Вася подрос, хозяева помогли матери устроить его в гимназию на казенный счет. Вася был первым учеником; он обожал мать и мечтал, окончив гимназию, поступить на любое место, лишь бы уйти от своих благодетелей. Но мать умерла раньше, чем Вася кончил гимназию. Умирая, мать оставила Васю на своих хозяев.
- Конечно, я ни на что не мог пожаловаться, это были вполне интеллигентные люди. И все же я ушел, я ненавидел всякое благодеяние, я не мог есть за их столом... - сказал Вася.
- Но как же они отпустили вас? - с горечью спросил Леня.
- Какое там отпустили! Они и уговаривали меня, и просили именем матери, и высылали мне по почте деньги... - Вася махнул рукой. - Одним словом, я им наделал много хлопот и все-таки не вернулся. Набрал уроков, голодал, ходил в рваных ботинках, но зато знал, что никому не обязан...
Леня покачал головой:
- Как же так можно?.. Ведь они хорошие люди.
- Да, неплохие. Очень неплохие, они и мать мою не обижали - последнее время она у них почти не работала, - летом брали нас с ней в имение... Хорошие люди, но я всегда видел в них «благодетелей», и это унижало меня.
История Васи взволновала Арсеньевых, и, когда Вася ушел, они продолжали бурно обсуждать ее.
- Ну и бессовестный! Просто неблагодарный! - возмущалась Алина.
- Ах, нет, нет! Так нельзя судить, мы же многого не знаем! - защищая Васю, говорила Мышка.
- Конечно. Но если эти люди обещали умирающей матери поставить ее сына на ноги, то я могу себе представить, как они себя чувствовали, когда он ушел... Ушел на голодную жизнь, совсем еще мальчиком... в шестом классе, - вздохнула Марина, исподволь с тревогой наблюдавшая за Леней.
Леня долго молчал, потом, словно про себя, мрачно сказал:
- Не прижился он... Чужим себя чувствовал, а каждый день чужой хлеб есть не будешь. Вот и ушел.
- А ты прижился! Ты уже никуда не уйдешь! - встрепенулась вдруг Динка и с тревогой взглянула на мать.
- У меня четверо детей, - задумчиво сказала Марина. - Разве бросил бы меня мой сын с тремя девчонками? - Она покачала головой и ответила себе сама: - Нет, никогда!
- Никогда! - серьезно подтвердил Леня."
Возможно, Ольга Бермант-Полякова права. Повесть исправляет неслучившееся в судьбе.Часто так бывает: пока человек жив, мало кто интересуется подробностями его жизни. А когда человек уходит навсегда, вдруг оказывается, что в его судьбе множество "белых пятен". Но заполнить их уже невозможно. Некого расспросить. Нет "главного свидетеля".
ТОРОПИТЕСЬ РАССПРАШИВАТЬ СВОИХ БЛИЗКИХ, СВОИХ ДРУЗЕЙ !
ТОРМОШИТЕ ИХ, УЗНАВАЙТЕ, УТОМЛЯЙТЕ РАССПРОСАМИ - ПУСТЬ ДАЖЕ УСТАНУТ РАССКАЗЫВАТЬ)
СТАНЬТЕ ИХ БИОГРАФАМИ ! )