И друг степей калмык

May 29, 2024 23:25

От Одинокого тополя нас повезли к старому хурулу. Насколько я поняла, эта остановка не была предусмотрена планом поездки, но для нас посещение хурула организовали. В Бурятии буддийские храмы - это дацаны, а в Калмыкии - хурулы. Новый хурул мы должны были посетить в воскресенье утром перед отъездом в Волгоград, а в старый заехали в субботу, когда солнце клонилось к закату. Я, если честно, уже ждала возвращения в Элисту и возможности передохнуть перед вечерней встречей в краеведческом музее. А ещё ведь поужинать надо было! Но хурул - так хурул.

И вот не знаю, то ли там тоже место какое-то светлое и намоленное, то ли на закате всё стало каким-то особенно уютным, но возле старого хурула мне, как и возле Одинокого тополя, было хорошо и светло. Экскурсии у нас там особо не было, или она совсем стёрлась из памяти, поэтому вставлю из Википедии: "Сякюсн-сюме (калм. Сәкүсн-сүм) - буддийский храм в Республике Калмыкия. Хурул расположен в шести километрах от столицы Калмыкии, недалеко от поселка Аршан. Официальное же название этого культового сооружения - «Геден Шеддуп Чойкорлинг», что по-тибетски буквально означает «Святая обитель теории и практики школы Гелуг», а в вольном переводе - «Святая обитель просвещенных монахов». Это название даровал Его Святейшество Далай-лама XIV заранее, ещё до строительства храма, в 1992 году."

Так странно было слышать, что Далай-лама посещал Калмыкию три раза! Где Индия, Непал и Тибет, и где наша Калмыкия! Европейская часть России! Кстати, до поездки я примерно так и думала о Калмыкии: где-то в европейской части России, южнее Москвы, и только теперь рассмотрела, где же она на карте. Оказывается, Элиста примерно равноудалена от Астрахани, Волгограда, Ставрополя и Ростова-на-Дону, не так далеко (в масштабах России) находятся три моря, течёт Волга, а в Калмыкии воды почти нет! И вообще, это самый жаркий регион! Да ещё внезапно в нём проживают буддисты. Точнее, что калмыки - буддисты, я знала, но всё равно для меня это очень непривычно.



Вошли внутрь, людей не встретили, зато встретили котика. Или кошечку. Когда я подошла её погладить уже во второй раз, кошка не выдержала внимания и ушла.



Будда и портрет Далай-ламы:



Я не умею воспринимать большое количество деталей. Так ходишь на экскурсии, тебе говорят, что посмотрите на этот дом, у него такие-то и такие-то детали, задуманные архитектором. А я смотрю и думаю: "Ничего себе, и это тоже специально продумано?" Так же с внутренним убранством храмов и дворцов: я скорее воспринимаю общее впечатление из серии "это прекрасное здание", "здесь много мозаик", "дорого-богато". Вот буддийские храмы для меня - это "разноцветно".



Кстати, на входе мы разулись:



Этот пост пишу не под мантру Белой Тары, но тоже под мантру в исполнении певицы Дэвы Премал. Четыре года назад, когда я в субботу ездила на Пироговское водохранилище, чтобы походить под парусом, инструктор любил включить музыку, в том числе и Дэву Премал. Мне запомнилась её песня-мантра "Shante Prashante".



Вот даже сейчас смотрю на эти молитвенные барабаны в лучах вечернего солнца, и мне становится спокойнее. Наверное, если бы я не была в Непале, я бы всё воспринимала несколько по-другому. И хотя в Непале мне было плохо из-за простуды и высоты, всё казалось чуждым, и я хотела поскорее уехать, сейчас, почти 10 лет спустя, та поездка находится уже тоже где-то в голубых далях и в моём сознании романтизируется. Тем более, несмотря ни на что, это для меня - очень ценные воспоминания. Я горжусь тем, что прошла маршрут до конца, тем, что организм справился со сложностями, рада тому, что побывала в высочайших горах мира и видела Эверест на закате, считаю, что благодаря той поездке я много приобрела в плане опыта и познания мира. Ну и не так часто встречаешь людей, которые бывали в Непале. В общем, сейчас я вспоминаю Непал с теплом, а Калмыкия оживила эти воспоминания.







Выйдя на улицу, я покрутила барабаны, обошла вокруг храма и пошла по дорожке в сторону домика, в котором останавливался Далай-лама.



Вот этот маленький скромный домик. Не знаю, есть ли что внутри, окна завешены. Этот домик я тоже обошла по часовой стрелке.





Я узнала, что разноцветные флажки называются "кони ветра", и их цвет зависит от того, в какой год человек родился. На экскурсии я поняла так, что это зависит от того, какой стихии был год. Например, мы с Ленко родились в год Огненного тигра, и кто-то просил меня погуглить, в год какого быка он родился. Точнее, она, мы же помним, из кого у нас группа состояла. Но сейчас в интернете прочитала, что у любого Тигра флажок жёлтый, хоть у металлического, хоть у водяного. Я запуталась :) Коней ветра вешают в честь важных событий, ветер треплет флажок, "читая" молитву, на нём написанную. Очень удобно: барабаны крутятся, флажки на ветру колышутся, благополучие приходит!







Ну всё, теперь в отель?



Нет! По чьей-то просьбе мы заехали в какую-то эко-деревеньку с верблюдами, качелями и развлечениями. Буквально на 10 минут, и мы с Ленко никуда не пошли, просто постояли у автобуса и посмотрели на следы от самолётов в небе и почитали угрожающую грозой смску от МЧС. Хотя я ещё на больших деревянных качелях покачалась. Они были за низеньким заборчиком, платного входа я не узрела, поэтому просто перелезла, хоть в юбке это было и не очень удобно.

Наконец мы вернулись в отель. На 20 часов у нас был запланирован визит в краеведческий музей. Музей в 20 часов - уже необычно! На самом деле, этот музей - две небольшие юрты рядом с отелем, которые снаружи смотрелись, может, и не впечатляюще, но внутри нас порадовали. Точнее, одна из них. Но сначала нужно было поужинать. Я думала, что у нас останется полно времени, чтобы отдохнуть между экскурсиями, но со всеми дополнительными остановками времени осталось впритык на то, чтобы утеплиться (вечером похолодало) и сходить поесть. Наш номер горничные после предыдущих постояльцев убрали, но в ванной на раковине почему-то лежала громадная косметичка, которая не была ни моей, ни Ленко, а в мыльнице лежало начатое мыло. Пришлось идти на ресепшен и просить, чтобы это забрали, пока нас не будет.

Самостоятельно походить по Элисте времени у нас вообще не было, а ужинали мы в том самом ресторане при отеле, где днём давали вонючую лапшу с потрохами. Как же мы рады были поесть салатики типа греческого и луковый суп-пюре! Последний, правда, для меня был кисловат, но Ленко очень понравился. Она ещё и калмыцким чаем догналась!

Не наш корпус, который просто "Марко Поло". В нём находятся ресепшен и ресторан.



Наш корпус, такой, более дачный, но не менее комфортный. Где-то на втором этаже - наше окно.



Около 8 вечера мы собрались у фонтана на фото выше и выдвинулись в сторону одной из юрт. Так удобно, когда ужин, кровать и музей находятся не просто в шаговой доступности, а ещё ближе! Зашли в юрту - там сидит мужик в национальном костюме. И лавочки есть! Класс! Значит, будет, как в музее чак-чака в Казани. Ты сидишь, а тебе интересно рассказывают, показывают и всячески погружают в культуру другого народа. Вот это мне по душе!

Весельчака в нацкостюме нам представили, и я прямо опешила от его многогранности. Евгений Бембеев - и филолог, и журналист, и член РГО, и входит в Ассоциацию монгольских каллиграфов... И ещё что-то :)



В правой части фото видно написано пожелание белой дороги, так калмыки желают счастливого пути. "И если к концу моей маленькой лекции, эта надпись, написанная чёрными чернилами, исчезнет, значит, послание дошло до Небесной канцелярии, значит, всё у вас будет хорошо, вы люди с добрыми сердцами, чистыми помыслами, приехали к нам в республику познакомиться с нашей культурой, историей, традициями..." Понятное дело, что чернила были необычные, но я всё равно всю лекцию следила за тем, как надпись исчезает и отправляется в Небесную канцелярию.



Калмыки пришли в степи из Сибири и Монголии чуть больше 400 лет назад. Тогда они ещё назывались ойратами - "лесным народом", ведь жили-то в тайге! А по пути проходили через тюркский мир, в котором слово "калмык" означало "заблудший, отставший, не принявший ислам"... Евгений рассказывал много и интересно, зачитывал наизусть стихи, и в его исполнении даже отрывок из эпоса "Джангар" звучал живо и ярко! Очень интересный и харизматичный рассказчик. Я сидела в первом ряду, и мне хотелось как можно больше снять на видео, а ещё я пыталась делать заметки, которые сейчас для меня уже стали малоинформативны :) Но тогда мы сидели и в полнейшем восторге слушали про калмыцкие игрушки, луки, музыкальные инструменты, походы с русскими царями и о том, как Пушкин проезжал мимо и попробовал не лайт-версию калмыцкого чая. Пусть я сейчас мало что помню из этой лекции, но главное у меня осталось - это уважение и интерес к калмыцкому народу. Было бы здорово и с другими народами знакомиться через подобные лекции-экскурсии! С такими же талантливыми рассказчиками.

В юрте быстро стало душно, и мы с Ленко косились на дверь - вот бы её оставили открытой... И вдруг - хоба - Евгений взял пульт и включи кондиционер! До чего техника дошла - кондей в юрте! Кстати, юрта обычно весит примерно 300 килограммов, и для её перевозки нужны три верблюда, а стены из войлока удерживают тепло так же, как и 20-сантиметровая кирпичная кладка.

На домбре для нас играла лауреат различных конкурсов и домбристка-виртуоз Дельгир Манжиева. Она исполнила как национальные мелодии, так и известные русские - "Катюшу", "Калинку-малинку". А ещё - Smoke on the water, причём Евгений подыграл ей на Варгане.



В прошлом посте я писала про свадьбу, гулявшую по соседству с отелем. Оказалось, что на ней присутствовал один джангарчи - сказителей, которые наизусть знают эпос "Джангар". Он взял домбру, и под её аккомпанемент запел на калмыцком. Потом перешёл на горловое пение. Конечно, было ничего не понятно, но в такие моменты, мне кажется, и мозг работает активнее, и вообще ты учишься принимать инаковость и непохожесть других. Кстати, на фото видно, что пожелание белой дороги достигло Небесной канцелярии.



В конце можно было за небольшую плату заказать что-нибудь каллиграфическое, погадать по-калмыцки, или бесплатно примерить национальный костюм. Калмыцкий чай и калмыцкую водку тоже наливали. Водку не пробовала, а чай был какой-то совсем лайт, как будто просто чай с молоком.





Я выразила Дельгир своё восхищение её игрой, сказала, что снимала на видео. Она попросила посмотреть, как она смотрится со стороны. Когда Дельгир посмотрела видео, мы стали прощаться, а она удивилась: "Уже? А костюмы не хотите примерить?" В общем, мне выдали костюм замужней калмычки. Я его надела поверх джинсовки, и Ленко ну очень сильно смеялась над моими мощными плечами, а я всё никак не могла понять, чего она так ржёт. На фото не видно, но на спине у меня еле сходятся верёвочки.
Одной девушке выдали красивый бордово-фиолетовый костюм с высоченной узкой шапкой, и ей этот наряд реально шёл. Она превратилась в восточную красавицу и никак не могла расстаться с костюмом. Вроде уже по-всякому перефоткалась, а всё продолжала подходить к зеркалу. Ленко сначала ничего не надевала, но потом нарядилась и она.





Наконец мы вышли из юрты. Мне надо было ещё помыть голову, а Ленко хотела выйти в степь посмотреть на звёзды. Мы сначала разошлись, но потом я догнала Ленко - как-то совесть замучила отправлять её одну в темноту в незнакомом месте. Впрочем, до темноты мы так и не дошли, хоть мы и жили на окраине Элисты, а фонари и засветка никуда не девались, да и вообще, наслаждаться звёздным небом нужно в моей деревне. Почти тут же мы вернулись в отель, где осознали, что вообще не знаем, во сколько утром встречаемся с группой и отправляемся из отеля. Вот столько информации за день было, а важное до нас как-то не донесли, хотя вот это стоило бы повторить много раз, чтобы услышали все. Я написала в общий чат, и минут через 20 мне ответила гид параллельной группы. Ну слава богу, выяснили, можно спать!

Кстати, косметичку и мыло из нашей ванной забрали, но в душевой кабине остались чья-то миниатюра шампуня. Ну а я голову помыть старалась побыстрее - как-то особенно жалко было расходовать воду, которую в степи вообще непонятно откуда берут.

жизнь в пути, Калмыкия, всё к лучшему, выходные

Previous post Next post
Up