Страшнее потерять уменье удивляться

Jan 31, 2019 22:16

Когда я была во Владивостоке, практически прямо под Золотым мостом «отдыхали» парусники «Паллада» и «Надежда». Возвращаясь с острова Русский, я не стала сразу по мосту переезжать в центр, а попыталась сначала подойти поближе к парусникам. Я ходила по каким-то пустынным улицам, забредала в неуютные уголки, была облаяна собакой, которая не отстала от меня, пока я не ушла… Даже деревенские домики мне попались. Но подойти к парусникам поближе мне помешал забор, поэтому посмотреть можно было только на мачты, и то с приличного расстояния. В общем, несолоно хлебавши, окончательно замёрзнув, но всё-таки занимательно проведя время, я уехала в центр города.

А пару недель назад я начала читать «Фрегат «Паллада» Ивана Гончарова, того самого, который написал «Обломова». Кстати, «Обломов» был чуть ли не единственной книгой из школьной программы, которую я читала вроде даже с удовольствием. Вот удивительно, что автор, написавший книгу о человеке, грубо говоря, не встававшем с дивана, взял и отправился в длительное плавание в Японию. Не туристом, конечно, а секретарём адмирала Путятина. Хотя на протяжении своих путевых заметок Гончаров неоднократно напоминает о том, что любит комфорт, покой и уют. Даже когда «Паллада» стояла на рейде у одного из островов, и обед было решено провести на берегу в шатрах, Гончаров ухитрился найти в одном из этих шатров кушетку (единственную!), полежал там в прохладе, быстренько сходил пообедать и поспешил обратно на кушетку, чтобы никто не занял. И всё-таки больше двух лет провёл в путешествии, при этом работая!



«Фрегат «Паллада» - книжка на 800 страниц мелким шрифтом, и читается она не сказать чтобы легко. Есть места нудные, есть увлекательные. Через какие-то страницы я продираюсь с трудом (путешествие по городкам Южной Африке и описание африканских племён тяжело мне дались), а какие-то меня весьма занимают (конечно же, описания жизни на фрегате и посещение Японии). Но несмотря на то что экспедиция «Паллады» состоялась более 150 лет назад (из Петербурга вышли в конце 1852 года) и мир с тех пор сильно изменился, книга просто переполняет мои мозги, добавляет в них много всяческой информации, заставляет дополнительно искать какие-то сведения. То узнаешь, что Кейптаун был Капштатом, то прочитаешь о том, как англичане в Африке воевали с местными племенами, то удивляешься тому, что в ещё в середине 19 века Япония проводила политику изоляционизма и для европейцев выглядела отсталой, а через сто лет, пережив ядерную бомбардировку, вдруг совершила экономическое чудо, вступила в ООН и по развитию ушла далеко вперёд… А вчера, когда я засыпала, в голове у меня вертелось слово «руслень», и я всё удивлялась, как оно мне не встретилось или не запомнилось на «Крузенштерне», ведь это - специальная площадка на внешней стороне борта, куда крепятся ванты. В общем, не буду дальше занудствовать, скажу только что от прочтения 15 страниц книги у меня остаётся ощущение, что я прочитала страниц 50. Ещё половина книги впереди…





Ну а пока что мне захотелось ещё немного вспомнить «Крузенштерн». Я недавно пересматривала фото из той поездки и поймала себя на мысли, что уже не испытываю сильных эмоций. Как будто страничка книги в жизни перевернулась, и воспоминания потеряли яркую окраску и стали ровными. Я вроде как запаниковала - что ж, для меня вообще ничего «святого» нет?! А с другой стороны, здорово же, когда в душе всё рассортировалось, дало новый опыт, улеглось, и можно двигаться дальше, навстречу новым прекрасным событиям! Только грустно всё-таки, что жизнь так летит: вроде недавно был «Крузенштерн», а уже полтора года минуло. Как одно мгновение.

…На борту «Крузенштерна» есть свой музей, в который нас водили на экскурсию. Портрет И.Ф.Крузенштерна, старые судовые роли, фотографии экипажей былых времён, подарки барку… А ещё - небольшая памятная табличка, в которой капитан и весь экипаж польского парусника «Погория» благодарит крузенштерновцев за спасение жизни. В 2000-ом году во время трансатлантической гонки «Крузенштерн» шёл впереди всех, когда с «Погории» поступил сигнал бедствия: с мачты упала девушка, она находилась в тяжёлом состоянии, и на борту не было средств для её спасения и лечения. Из всех участников гонки вызвался помочь только капитан «Крузенштерна» Г.В.Коломенский, хотя о победе в гонке можно было уже и забыть. Пострадавшую перевезли на борт «Крузенштерна», её сначала выхаживал судовой врач А.Шабалин, потом за ней прилетел вертолёт, её каким-то чудом (по-моему, даже в непогоду) в этот вертолёт погрузили и отправили лечиться уже на берегу. А потом… Заявили о своём возвращении в гонку. И несмотря на то что было потеряно два дня, «Крузенштерн» гонку выиграл! А девушка Иоанна осталась жива. Не правда ли, вдохновляющая история?







А ещё именем барка «Крузенштерн» названа звезда в созвездии Рака. Хоть я в гороскопы уже давно не верю, но мне всегда было как-то обидно, что созвездие Рака, под которым я родилась, такое невзрачное, и его не разглядеть на небе. Как я ни пыталась, как ни напрягала зрение, никакой фигуры сложить не смогла. А ведь рядом такое яркое и шикарное созвездие Льва! Поэтому «крузенштерновская» звёздочка меня порадовала.



Открытку из чилийского города Вальпараисо я сфотографировала, потому что сама там когда-то была. Вот и «Крузенштерн» был.



Двери на барке не запираются, и, в принципе, можно зайти хоть в каюту к капитану. Другое дело, что этого делать не будешь. А вот в музей я возвращалась, когда там никого не было. Дело было на закате, оранжевое солнце заглядывало в иллюминаторы, а электрический свет я включать не стала. И вот при таком освещении было очень трогательно остаться наедине со славным прошлым барка. Особенно смотреть на групповые фото экипажей. Ведь эти люди когда-то бороздили моря на этом барке, а сейчас многих уже нет, а кто-то состарился. Так и мы. Сейчас здесь, полны сил, энергии, надежд, а потом…







В конце нашего перехода из Турку в Клайпеду мы собрались в кают-компании, чтобы получить подписанные капитаном сертификаты о том, что мы прошли 400 с чем-то миль (куда ж сейчас без сертификатов!) и послушать тёплые слова о том, как барк сближает людей, на нём побывавших, и «вирус «Крузенштерна» всех заражает. Девочки по этому случаю достали платья и туфли (я ограничилась платьем), кто-то даже сыграл на рояле. Я прямо волновалась - всё-таки приём у капитана! На «Крузенштерне» есть библиотека, и можно сделать барку подарок - пополнить библиотеку какой-нибудь хорошей книгой. Поэтому я вручила капитану Михаилу Петровичу Ерёмченко книгу лётчика-испытателя Марка Галлая «Испытано в небе», соединив таким образом свою любовь к морю и небу. Помнится, когда-то я эту книгу несколько раз начинала и не могла втянуться, а потом с удовольствием прочитала, поражаясь мудрости Галлая.







Ну и я была бы не я, если бы на радостях не обняла капитана :)



А выйти на палубу в платье было очень необычно!





Вот, кстати, я с методичкой из библиотеки. Там расписаны все паруса, такелаж, элементы рангоута, крепления… На свежем морском воздухе, да с яблочком - красота!



Пара фото с камбуза. Кто-то, проходя мимо люка, сказал, что там варится бассейн борща.  Кормят на «Крузенштерне» 4 раза в день с интервалом в 4 часа. Прямо санаторий!





Кажется, в среду был объявлен санитарный день, стиралась одежда, проводилась приборка... Когда после этого я вышла на палубу, там царила какая-то атмосфера расслабленности. Играла музыка, сохла развешанная одежда, сама палуба выглядела умытой, а может, и день таким был…









А ещё когда-то давно на «Крузенштерне» жил мишка. Это нам в фильме показали.



В один из вечеров к нам пришли Сергей Геннадьевич Усанков - помощник капитана по учебной работе и двое курсантов - парень и девушка. Ребята чётко, хорошо поставленными голосами что-то читали об экспедиция «Крузенштерна», к сожалению, я сейчас уже не могу вспомнить, что именно. А потом нам включили ролик о том, как барк проходил мимо острова Гваделупа. Видео было наложено на песню Александра Городницкого с таким же названием «Остров Гваделупа». Хотя с творчеством Городницкого я была и до этого знакома благодаря папе, но этой песни не могла припомнить. Почему-то в тот момент меня глубоко поразили строки:
«Пусть годы с головы дерут за прядью прядь,
Пусть грустно от того, что без толку влюбляться, -
Не страшно потерять уменье удивлять,
Страшнее - потерять уменье удивляться.»
Это было трогательно до комка в горле, и долгое время после возвращения меня не отпускало вот это «потерять уменье удивляться». Сейчас я на этот счёт уже спокойна, хотя погрустить под эту песню по-прежнему люблю.

В другой вечер мы собрались в курсантской столовой, чтобы принять участие в игре «Брейн-ринг», у курсантов было три команды, и нас они заранее попросили тоже собрать команду из четырёх человек. Я вот, честно, далеко не всегда блещу инициативой, но тут я прямо сразу сказала, что хочу в команду - люблю всякие головоломки и прочие способы размять извилины. У курсантов команды назывались весьма оригинально, мне прямо все очень понравились: «Место построения изменить нельзя» (курсантов по каждому поводу строили на шкафуте), «Брамселисты бушприта» (брамселисты - это те курсанты, которые работают с самыми верхними парусами - брамселями, а бушприт, в отличие от мачты, направлен горизонтально, никаких брамселистов на нём не бывает) и «Нагелисты» (сложены два слова «нигилист» и «нагель» - рукоятка, на которую аккуратно укладываются снасти, чтобы по палубе не валялись). У нас название было попроще - «Морские лисы».

Вопросы и задания мне понравились, было действительно интересно! И особенно приятно было, когда мы знали правильный ответ и успевали первыми поднять флажок. Когда дело дошло до вопросов, которые команда должна была подготовить для других, а нас об этом не предупредили, Алёна, наш капитан, отлично вышла из ситуаций экспромтом и принесла нам дополнительное очко. А ещё были музыкальные паузы… Вот курсанты играют какой-то испанский мотив, а вот наша Алёна поёт шуточную песню. Её настроение подхватывает Отец Александр, который взял гитару и спел песню про селёдку Таню, чем совершенно меня покорил (об этом я уже писала когда-то). А вот снова курсанты - они дуэтом поют песню «Когда я увижу море»… И я в этот момент я так счастлива: мы все собрались где-то в море ,в нашем замкнутом мирке на прекрасном паруснике, где-то есть большой мир, но нам хорошо здесь и сейчас всем вместе… Ну а особенно всех покорил наш Антон с песней «А вы по карману только капитану, а для Петьки-морячка не зажжёте маячка», которая вообще стала хитом.

В итоге как-то так получилось, что наша команда выиграла с солидным отрывом, и нам вручили огромный торт. С одной стороны, мы были очень рады, а с другой, было жалко объедать курсантов, которые ещё не скоро доберутся до сладенького и вкусненького. Мы прямо метались, не зная, как поделить этот торт. В итоге вся наша группа попробовала по кусочку - торт был действительно очень вкусный, уж на что я избалована сладким! Остальное мы передали курсантам, и как торт делили у них, я представить не могу - уж очень их много.



Что ж, пока это всё, что я хотела написать о «Крузенштерне», можно дальше читать про «Палладу»…

Владивосток, Крузенштерн, всё к лучшему, морское

Previous post Next post
Up