Nov 08, 2007 23:13
Вчера вечером мне пришла в голову мысль, которая, возможно, давно есть в профессиональном булгаковедении (однако она мне не встречалась).
Обычно автор любого литературного произведения ведет повествование или от своего лица, или от лица какого-либо героя. В первом случае все сцены мы видим со стороны, и о мыслях, руководящих персонажами, их внутреннем мире, можем только догадываться. Во втором случае автор помещает читателя "внутрь" своего героя, и мы видим сцены глазами этого героя, а также способны читать его мысли.
В "Мастере и Маргарите" никакой герой романа не называет себя в первом лице ("я увидел", "я подумал" и т. п.) при описании с его позиции тех или иных сцен: все повествование ведется от имени автора. Однако мысли некоторых героев мы при этом читать можем, а также можем видеть сцены их глазами -- это в дальнейшем я и буду называть "ведением повествования от лица героя".
Героев, от лица которых где-либо в произведении ведется повествование, мы назовем "открытыми" (так как их внутренний мир открыт читателю, он может туда проникнуть непосредственно). Героев же, от лица которых нигде не ведется повествование, т. е. героев, которых мы видим только со стороны, мы назовем "закрытыми" (так как их внутренний мир от нас скрыт).
Героев "Мастера и Маргариты", как и героев любого другого произведения, можно разделить по указанному принципу: на открытых и закрытых. Так вот, составленные таким образом группы получаются довольно интересными: если внимательно читать книгу, то можно заметить, что закрытыми являются Воланд и вся его свита (включая Абадонну), а также Иешуа и все приглашенные на Великий бал, т. е. герои, пришедшие из потустороннего мира!
Основные же земные герои оказываются открытыми: мастер, Маргарита, Берлиоз, Бездомный, Рюхин, Римский, Варенуха, Лиходеев, бухгалтер Василий Степанович, Босой. Нужно отметить, что мастер закрыт большую часть повествования и открывается только после Великого бала: его мысли мы читаем, например, когда он думает о пришедшем к ним в подвальчик Азазелло, а затем, после отравления любовников, глазами мастера мы видим меркнущий свет в комнате и падающую Маргариту. Мастер по своему рангу выше остальных земных героев, но, тем не менее, и его мысли мы можем читать. Примечательно то, что такая возможность появилась у нас только тогда, когда мастер сам впервые столкнулся лицом к лицу с нечистой силой. Также поначалу мне пришла в голову гипотеза о том, что Маргарита становится закрытой после Великого бала, превратившись в ведьму, но это не оправдалось -- ее мысли мы продолжаем читать и далее. Правда вместо этого произошло другое: мысли мастера и Маргариты мы больше не можем читать после их отлета с Воландом из города. Мастер снова становится закрытым и уже насовсем, а глазами Маргариты, как "самой земной" из скачущих, мы видим те изменения, которые происходят со всеми, "летящими к своей цели".
Можно отметить и других закрытых героев, например, Алоизия, Семплиярова, его супругу, Бенгальского, персонажей дома Грибоедова, Арчибальда Арчибальдовича и прочих... Думаю, они показаны закрытыми потому, что мы должны на них смотреть обязательно со стороны, иначе не будет комедии.
Фигурой, вокруг которой давно возникают вопросы, является Афраний. С одной стороны, он человек вполне приземленный -- начальник тайной стражи. Но, с другой стороны, его манера разговора (лукавые взгляды) и его осведомленность обо всем создают вокруг него ауру таинственности. Ее как раз и поддерживает "закрытость" Афрания. Не исключена, конечно, и его связь с потусторонним миром, тем более, что иногда проводятся разные параллели между ним и самим Воландом. Из влиятельных земных персон также закрыт профессор Стравинский. Это вместе с почтительным отношением к нему подчиненных подчеркивает его статус и способность вершить судьбы людей. К тому же читателю должно быть интересно следить извне за профессором, ожидать его диагноза. Читателя должно поразить выполнение предсказания консультанта, ведь Стравинский обнаруживает у Иванушки шизофрению, "как и было сказано".
Заметим, что Понтий Пилат и Левий Матвей, одни из главных евангельских героев, у Булгакова оказываются вполне открытыми. Невысокий ранг Левия Матвея подчеркивается в сцене на крыше дома Пашкова, когда Воланд называет того дураком и разговаривает с ним натянуто и презрительно. Но, с другой стороны, после смены этими героями статуса с земного на небесный мысли Левия (явившегося Воланду), как и мысли Пилата, сидящего "на каменистой безрадостной плоской вершине ... около двух тясяч лет", мы больше читать не можем!
Босой,
Римский,
Бездомный,
Воланд,
Стравинский,
мастер,
Мастер и Маргарита,
Афраний,
Василий Степанович,
Берлиоз,
Маргарита,
Варенуха,
Булгаков,
Левий Матвей,
Рюхин