Сибирь. ПоБеГи Иркутск. Кругобайкалка - это такой участок железной дороги, который когда-то был участком Транссибирской магистрали, а сейчас - практический заброшенный, удивительно красивый и интересный. Золотая пряжка стального пояса России.
Начнём с исторического экскурса. Проектировать дорогу к Байкалу и дальше начали аж в 1940 году. За 60 лет из четырёх вариантов выбрали один - вдоль озера, несмотря на сложнейший горный рельеф, скалы, рельеф береговой линии.
В конце 1899 часть сил была брошена на строительство восточного участка КБЖД, от Сретенска до Мысовой, а дальше до Танхоя.
Первый поезд к берегу Байкала пришёл осенью 1898 года. Рельсы проложили по левому берегу Ангары (1896-1900 гг). Этот участок до сдачи кругобайкалки в эксплуатацию использовался для осуществления паромной железнодорожной переправы от порт Байкала до пристани Мысовой (с 1900 года). Переправу осуществляли паром-ледокол Байкал (первый в российском флоте) и красавица паром-ледокол Ангара (она сейчас стоит на причале в Иркутске, служит музеем, я там была в 2009 году, другим постом расскажу подробнее). На зимний период прямо на лёд укладывались рельсы (хотела бы я на такое посмотреть).
Строительство самого сложного участка, от порта Байкал до Слюдянки, началось в 1902 году. Сложный рельеф берега и единственный путь доставки строительных материалов (по воде) не позволяли делать работу легко и непринуждённо, но уже в 1904 про этому участку прошел первый рабочий поезд, а чуть более, чем через год, в октябре 1905-го, Кругобайкалка была принята в эксплуатацию. Так замкнулся маршрут Транссиба вокруг Байкала.
01.
А теперь к прозаической части. На кругобайкалке я была второй раз, но два года назад я ехала здесь на мотане, поздней ночью (скорее ранним утром), а перед этим были экстремальные происшествия. Поэтому, а ещё потому что было темно, окружающую красоту я так и не увидела, зато заимела мечту вернуться и пройти КБЖД пешком. И вот я снова еду к Байкалу... Но нет времени на исполнение мечты. Что делать? Вспомнив про экскурсионный поезд и пересмотрев рекламный фильм, снятый иркутянкой Оксаной, у который вписывалась в 2009, я начала придумывать, как же мне ненапряжно и без лишних телодвижений заиметь местечко в экскурсионном поезде. Но, как оказалось, даже без моего ведома на меня был забронирован билет одним хорошим человеком. Ну и славно.
Экскурсия состоит в том, чтобы рано утром погрузиться в автобус до Листвянки, переправиться на пароме в порт Байкал, сесть в специально подготовленный для экскурсий поезд, проехать историческую часть КБЖД от Байкала до Слюдянки, а потом по современному участку Транссиба (помним про шикарный серпантин от Култука!) приехать на железнодорожный вокзал Иркутска.
Итак. Во время переправы по озеру я со всех сторон обдувалась ветром, посему ругалась на чем свет стоит, и это мешало мне предаваться приятным воспоминаниям. а вот и порт Байкал, такой родной сердцу:
02.
Первый кадр из окна поезда, бездарный (приноравливаюсь):
03.
Всего на Кругобайкалке было построено 39 тоннелей (сейчас используются 38). Вот, например, по ходу движения я сфотографировала въезд в тоннель нашего экскурсионного поезда:
04.
На самом деле я не фотографировала, а мешала сделать аналогичную фотографию своему попутчику
xyz_moscow. Зато теперь есть фотография меня и фотоаппарата:
05.
Остальные его фото с этой экскурсии можно посмотреть
здесь или на его
сайте.
При строительстве КБЖД привлекались иностранные строители, в том числе и итальянцы. В память о них одну из подпорных стенок назвали итальянской. Вот её кусочек (стенка большая, и сфотографировать её без людей невозможно):
06.
По пути наш поезд делал остановки, длительные и не очень. Одна из таких остановок была между самым длинным тоннелем (через мыс Половинный, 779 метров) и самым коротким - тоннелем Желаний (30 метров):
07.
Почему он называется тоннелем желаний, я не помню.
Красота.
08.
А в 1950 началось строительство Иркутской ГЭС. И в связи с этим участок железнодорожного полотна от Иркутска до порта Байкал начали разбирать, чтобы позже при наполнении Иркутского водохранилища её затопить. Так КБЖД стала тупиковой, количество поездов резко сократили, а жители поселков остались практически отрезаны от внешнего мира (сейчас в самом большом населенном пункте постоянно живут всего 20 человек). Потом разобрали один из двух путей, оставив всего несколько разъездов. Так закончилась история КБЖД как важного стратегического объекта. Сейчас там раз в три дня ходит дизель-поезд, состоящий из собственно дизеля, одного-двух вагонов пассажирских и одного товарного (чтобы люди могли перевести в нём скот или дрова, например). Ну и раз в день в сезон - экскурсионный поезд, зимой пореже. Этим поездами местным жителям поставляются продукты и другие важные для жизни вещи.
Если сказать честно, то большого удовольствия мне эта экскурсия не доставила (она оказалась достаточно бездарно организована и воплощена). Конечно, сама железная дорога, Байкал и его берег красивы неописуемо. Но мечта осталась неисполненной - нужно всё-таки пройти эти 80 километров пешком, вдумчиво посмотреть все эти красоты. И тогда можно назвать себя покорителям Кругобайкалки, а не просто "проехался экскурсией"
09.