Don't play games until games play you

Mar 16, 2017 11:08

Индустрия телесериалов за последние полвека прошла длинный путь и смогла достичь в лучших своих образцах уровня настоящего искусства. Вместо незатейливых историй, похожих на детские сказки, авторы стали предлагать все более сложные сюжеты, в которых делаются попытки отразить жизнь по ту сторону телеэкрана, даже если это фантастический сериал или фэнтези.

Так в двух словах можно описать идею сериала «Мир дикого Запада». Парк развлечений с актерами-андроидами погружает гостей в атмосферу американского вестерна. Бесконечные сцены насилия, повторяющиеся в стиле «Дня сурка», напоминают боевики полувековой давности. Лично мне надоело на это смотреть уже к середине второй серии и только восторженные отзывы тех, кто досмотрел до конца, заставили меня вернуться к просмотру сериала.

Чем дальше в прерии, тем категоричней звучит вопрос о свободе выбора. Джонатан Нолан наслаивает сюжетные линии на каркас дискуссии пятивековой давности между Эразмом Роттердамским и Мартином Лютером. Вопрос о возможности спасения своими силами и божьего предопределения заменяется вопросом о способности андроидов действовать за рамками программного кода. Сюда же присовокупляется ницшеанская «смерть Бога» в лице одного из создателей парка развлечений. «Сумерки богов» и торжество андроида-Сверхчеловека. На десерт идея Славоя Жижека о том, что в виртуальной реальности проявляется наше настоящее «Я». В парке развлечений люди показывают, кто они на самом деле. Именно на этой идее построена главная сюжетная линия.

В первый раз я бросил смотреть сериал не только от переизбытка сцен насилия на экране. Мне стало скучно после того, как в кадре появился актер, знакомый мне по другой роли. Вдруг сразу стала видна интрига, вокруг которой будет закручен сюжет. Четыре года назад я опубликовал пост «House MD. The Best» с кадрами понравившихся мне эпизодов. Среди них был такой.

Вы ищете не доказательство своей правоты, а доказательство того, что вы не правы, чтобы обрести надежду. Ведь вы хотите уверовать.
Он мне также напомнил героя еще одного сериала.

Банальность сюжетной интриги «Мира дикого Запада» обусловлена тем, что жанр жесткого идейного порно со сценами изнасилования европейского гуманизма сегодня весьма популярен. Эталоном жанра служит «Игра престолов». В те времена, когда я еще смотрел этот сериал, мне запомнился эпизод, в котором один из персонажей, изображенный как полное ничтожество, произносит слова, похожие на те, что сказал Генрих V перед битвой при Айзенкуре, после чего получает удар по голове от своих же соратников. В парке развлечений «Игра престолов» виртуозно воссоздана эпоха средневековья, правда, без церкви, христиан, благородных рыцарей и монашеских орденов. Авторы выгребают на экран всевозможное дерьмо, выдавая его за человеческую сущность. Вот вам «истина», «правда» и «реальность» в одном флаконе. Кто-то возразит: «Но, ведь, это все вымысел, не взаправду, понарошку». А кто-нибудь знает, какова доля фанатов этого сериала среди проголосовавших за Трампа? В Штатах один за другим разгораются скандалы по поводу связи членов предвыборной команды нынешнего президента с российскими спецслужбами. Также у всех на слуху истории о кремлевских хакерах. Но вне радиуса действия всех радаров проходят сериалы, кодирующие телезрителей на действия в рамках разработанной Матрицы. Я об этом писал полтора года назад. Персонажи «Мира дикого Запада» уже давно среди нас и они не так безобидны, как нам кажется.

[Тем, кто еще не смотрел сериал, дальше лучше не читать.]Приглядимся к метаморфозам одного из главных героев и культурно-психологическому коду, использованному при его создании. В финале самым страшным злодеем оказывается самый добрый персонаж. Парк открыл его истинную сущность. Его вежливость, честность, благородство оказались маской, за которой скрывался настоящий маньяк. Какие выводы напрашиваются в связи с этим? Чем больше положительных качеств у человека, тем выше вероятность, что на самом деле он конченый мерзавец. Поэтому к таким людям нужно относиться с подозрением, предпочитая им тех, кто не заморочен на принципах. Телезрителей перепрограммируют на большую толерантность к аморальному поведению, вызывавшему раньше реакцию отторжения. Стирается граница между добром и злом.

А теперь посмотрим на культурно-психологический код тех, кто создавал этот персонаж. Каким образом им удалось совместить несовместимое? Эта операция возможна в среде, где все юзеры поделены на овец и волков. Ты добр и честен - добро пожаловать в стадо овец. Коварен и безжалостен - твое место среди волков. А что происходит с этой программой, когда добрый и честный персонаж оказывается в состоянии противостоять «волкам»? Программа идентифицирует его как волка в овечьей шкуре. Не кажется ли вам, что код этой программы довольно примитивен и устарел как минимум на 2000 лет?

Избранное, Кино, Метафизика

Previous post Next post
Up