"Православная энциклопедия" сняла фильм "Орда". С православием в фильме много несуразностей. Князь Иван сам себя причащает у престола. Митрополит Алексий носит черный клобук и, благословляя людей двумя перстами, сам, однако, крестится тремя. В церкви молится на коленках, обратившись лицом не к востоку и к алтарю, а к пастве, тоже стоящей на
(
Read more... )
молитва на коленках - не часть регулярного богослужения, а "асимметричный ответ" на монгольское кощунство - въезд в храм на лошади. По чину службы там должно было начаться причастие (и это в фильме есть!), но вместо этого митрополит делает что-то странное. Вы это четко уловили, так что художественный замысел доказал свою состоятельность.
Болезненно скрюченные пальцы у митрополита (то, что уже не Вы один поставили в вину фильму как якобы троеперстие): см. выше.
Федька (не митрополит!), читающий Евангелие верхом на лошади, равно как и монголы, распевающие свои песни: образ долгого и утомительного пути, который все коротают, кто как может. Кроме того, Евангелие служит сюжетной связкой (удачно или нет - вопросы к сценаристу).
У престола в начале фильма причащается диакон; он же впоследствии у жертвенника (не престола) потребляет Св.Дары, когда в храм врывается князь. Никакого несоответствия чему-либо. Как и в случаях с каждением кацеей (в чем проблема?!) и облачениями, которые вполне адекватны времени и ситуациям. Неадекватности совсем в другом: например, митрополит едет один, а не с кучей сопровождения, и т. д.
Трапеза как таковая в фильме только одна - ночная попойка с монголами. Она показана не с начала, так что с чего бы кому-то креститься (кстати, была отснята и сцена начала этой трапезы, с целой молитвой перед едой, но она не вошла в итоговую версию фильма). Кусочек яблока и виноградина в конце фильма - это не "трапеза". Креститься перед каждой виноградиной - Вы всерьез думаете, что все православные так делают? Может, это не у создателей фильма "с Православием несуразности"?
Reply
У престола в начале фильма причащается диакон
Я ошибся, а пересмотреть не было возможности.
митрополит делает что-то странное. Вы это четко уловили
Я решил, что тут ничего странного -- просто анахронизм. В моем представлении, возможно, ошибочном, современный православный священник или епископ запросто бы сделал так же.
Зачем сценаристу потребовалась сцена с чтением евангелия, само по себе вполне понятно, но, на мой взгляд, вышло очень ненатурально.
не в одних поручах, а в епитрахили и поручах.
У Дионисия, очевидно, было иное представление, в каком облачении митрополит стал бы служить молебен. Что без попов и свиты, меня не смущало, поэтому что было ясно, что этого требует логика сюжета.
в случаях с каждением кацеей (в чем проблема?!)
По-моему, кацея -- принадлежность келейной молитвы, на молебне же владыка должен был бы взять обычное кадило. Ну, а тут -- я подумал -- сценарист ради экзотики впихнул.
PS. Моей менее придирчивой спутнице фильм понравился, но людей в зале (вечерний сеанс в субботу в центре Рязани) было крайне мало.
Reply
У Дионисия совсем другая история: парадное священнодействие торжествующего святителя со свитой. Воспроизвести эту иконографию в контексте придуманной для фильма истории было бы невозможно. При этом сам по себе молебен вполне мог служиться так, как это показано в фильме.
*** По-моему, кацея -- принадлежность келейной молитвы, на молебне же владыка должен был бы взять обычное кадило ***
Во-первых, кацея вполне могла употребляться и в храме. Во-вторых, по сюжету у героев с собой - совсем мало поклажи, так что обошлись кацеей.
Reply
Reply
Leave a comment