В сентябре 2022 года, я ездил на Алтай и проезжал славный город Бердск, где энтузиаст авиации Мария Карманова восстанавливает самолет Ту-104. Я долго не решался написать статью о нем, поэтому попросил рассказать о самолете и его судьбе саму Марию, ведь лучшее нее это все равно никто не сделает. Вот ее рассказ:
"Самолет Ту-104А с регистрационным номером СССР-42382, который находится на территории аэродрома Бердск - Центральный, был выпущен в 1958 году. До 1967 года он базировался во Внуково, летал по стране и за рубеж. Компоновка салона была двухклассной на 70 мест. Затем его перевели в Ленинград, а компоновку салона переделали на 100, по другим данным, на 115 мест. Также до 1968 года он несколько месяцев летал в УВАУГА.
В Толмачево этот самолет попал только в 1977 году, а 27 июня 1978 года его перегнали из Толмачево на аэродром Бердск - Центральный. Посадка осуществлялась на грунтовую полосу. Перелет этот был совершен благодаря Валерию Михайловичу Рыцареву, который организовывал Юношескую планерную школу (ЮПШ) и восстанавливал Новосибирский планерный клуб. Дело в том, что основная деятельность В.М. Рыцарева была связана с исследованиями в области аэродинамики (он работал в ИТПМ СО АН СССР), и для проведения экспериментов ему нужна была летающая лаборатория на базе планера. Но Новосибирский планерный клуб закрыли в первой половине 1970х. Поэтому и возник план этот клуб возродить, а заодно открыть ЮПШ. Как раз в это время Ту-104 начали выводить из гражданской авиации, а списанные самолеты либо шли на металлолом, либо их ставили на постамент или превращали в кафе или кинотеатр. В.М. Рыцареву и пришла идея, - а почему бы не получить один из списываемых самолетов Ту-104 для ЮПШ, чтобы это был памятник техники, а в салоне чтобы проводить теоретические занятия?
Для того, чтобы получить разрешение на организацию перегонки самолета, В.М. Рыцарев ездил в Москву, в Министерство гражданской авиации. Для подготовки был проведен ряд работ: измерение грунта твердомером, и предварительный облет аэродрома на легком самолете, чтобы понять, как заходить на посадку. 27 июня 1978 года экипаж в составе командира АЭ Н.И. Букетова, пилота-инструктора А.А. Шишкина, штурмана Н.Ф. Тихонова, бортмеханика Н.Н. Аксененко перегнал Ту-104 из Толмачево в Бердск.
Первое время самолет был и учебным классом, и частью музея. Помимо Ту-104, в том музее были Ил-28Ш и вертолеты Ми-1 и Ми-4. Но в 1990х началась разруха, и технику начали пилить. Ту-104 от распиливания спасли выпускники ЮПШ, которые к тому времени уже повзрослели. Но, к сожалению, в кабину был бесконтрольный доступ, и ее долгое время грабили вандалы, а некоторые еще и устроили там тир и стреляли из воздушки.
Фото из архива Новосибирского планерного клуба.
Я первый раз пришла в этот самолет в августе 2009 года. Встреча впечатлила, но состояние самолета расстроило, поэтому было принято решение его восстановить. Начинала с поиска литературы. С помощью инструкторов аэроклуба найти пилотов-ветеранов, которые поделились технической литературой. Были составлены списки оборудования и начат поиск. Подавляющее большинство оборудования получилось купить в Интернете, но кое-что, к счастью, сохранили планеристы.
Сейчас найдено практически все оборудование кабины экипажа. О проекте неоднократно написали и сняли сюжеты СМИ, от местных до международных. Также, Бердский Ту-104 попал в документальные фильмы: «Ту-104. Турбулентность ясного неба» (из серии «Легендарные самолеты») и «Главный день. Борис Романченко».
Не обходится и без подарков: аэропорт Толмачево подарил трап СПТ-154, Егорьевское авиационное техническое училище - самописец МСРП-12-96, а коллекционер из Москвы подарил правый штурвал в отличном состоянии.
Сейчас у нас активно работают 10 человек. Работ направлены на восстановление систем самолета (например, система кондиционирования), на ремонт рулей высоты и направления, также в планах - замена электропроводки шаг за шагом и восстановление механизации. Недавно удалось найти теплоизоляцию, ее тоже будем ставить (старая по большей части отсырела, и ее удалили). Кроме того, идет работа и над восстановлением бытовых помещений, вестибюлей и пассажирского салона.
Но есть и то, что предстоит найти: все еще идет поиск левого штурвала. Конечно, коллектив будет благодарен, если штурвал, который когда-то сняли, вернут. Если найдется левый штурвал от другого Ту-104, то и это тоже будет здорово.
Коллектив Ту-104 всегда рад сотрудничеству со специалистами и просто энтузиастами авиации."
От себя лично хочу поблагодарить Марию за подробный интересный рассказ и огромную проделанную работу по сохранению авиационной истории страны.