Сталинская энерция - разработать шесть самолетов за тринадцать лет!

Nov 14, 2023 16:14





10 ноября исполнилось 135 лет со дня рождения великого советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. Он прожил очень сложную и яркую жизнь, оставив после себя наследие, которое мы с вами все ещё донашиваем. Сегодняшний я расскажу о пассажирских самолетах Туполевского КБ, на примере бортов выставленных в экспозиции музея гражданской авиации в Ульяновске.



Первые пассажирские самолеты Туполева были созданы на базе бомбардировщиков, это позволило значительно сократить сроки проектирования. Первым советским (и вторым в мире) пассажирским реактивным самолетом стал Ту-104, совершивший первый полет в 1955 году. Он создавался на базе Ту-16, от него новая машина получила компоновку кабины экипажа, крыло, оперение, шасси и пилотажно-навигационное оборудование. Новыми были фюзеляж и воздухозаборные устройства. Появление этого самолета заставило реконструировать крупные аэропорты страны и значительно сократило время перелетов. Была выпущена 201 машина, которые находились в эксплуатации ГВФ до 1979 года. Судьба самолета в силу разных причин была сложной, в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 37 самолётов Ту-104.



Спустя всего два года, первый полет совершил гигантский авиалайнер Ту-114, созданный на базе стратегического бомбардировщика Ту-95. Об этой машине я рассказывал буквально неделю назад, поэтому в конце статьи будет ссылка на рассказ о нем.



В 1960 году в небо поднялась новая машина - Ту-124, она являлась уменьшенной "копией" Ту-104 и создавалась для работы на региональных маршрутах. Базовая модификация Ту-124 перевозила 44 пассажира, в дальнейшем количество пассажиров было увеличено до 56 человек.



Ту-124 не стал долгожителем, уже в 1966 году, вместо него было запущено производство самолета Ту-134, который по сути являлся его глубокой модернизацией. "Болезнь бомбардировщика" в виде повышенного шума и вибраций в салоне, из-за расположенных в корне крыла двигателей, передалась Ту-124 от Ту-104, который ее унаследовал от Ту-16. В борьбе за комфорт пассажиров двигатели переместили в хвостовую часть самолета и получился Ту-134. В период до 1984 было построено 854 самолета, в гражданской авиации машина эксплуатировалась до 2019 года, а в ВВС эксплуатируется и сейчас.



Ту-154 наверно самая спорная машина, с одной стороны она самая красивая (мое личное мнение), это реальная "рабочая лошадка" гражданской авиации страны с 70-х до конца 2000-х годов, с другой стороны многие пилоты ее критикуют из-за нюансов пилотирования. Первый полет Ту-154 совершил 4 октября 1968 года, выпускался до 2000-х годов, было построено 1026 самолетов. В гражданской авиации он эксплуатировался до 2020 года.



Ну и вершина гражданского авиастроения СССР - первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. "Стрела стратосферы" совершила свой первый полет 31 декабря 1968 года, 5 июня 1969 года впервые в истории сверхзвуковой пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. Самолет Ту-144 является самым скоростным пассажирским самолетом в мире, с максимальной скоростью полёта до 2430 км/час. Всего была построена 21 машина.



Сейчас сложно в это поверить, но за 13 лет, было создано и поставлено в серию ШЕСТЬ разных пассажирских самолетов! И это заслуга только одного ОКБ Туполева, а ведь еще были ИЛы, АНы и ЯКи и еще десятки типов военных самолетов ...

В середине 80-х годов на замену Ту-154 был разработан новый самолет Ту-204, который совершил первый полет 2 января 1989 года. Но распад СССР не дал, в принципе хорошему самолету, завоевать свое место в небе, не выдержал конкуренции с "Бобиками" и "Арбузами". На его базе был разработан региональный самолет Ту-334, но он так и остался опытным экземпляром. На этом возможно закончилась история пассажирских самолетов "фирмы" Туполева.

Ссылка на статью о Ту-104 тут. Ссылка на статью о Ту-114 тут. Ссылка на статью о Ту-124 тут. Ссылка на статью о Ту-134 тут. Ссылка на статью о Ту-144 тут. Ссылка на статью о Ту-154 тут.



Туполев, история, Авиация

Previous post Next post
Up