Продолжим экскурсию по учебному аэродрому "Смышляевка" в Самаре. Сегодня покажу самолет Як-42, регистрационный номер СССР-42309. Борт построен в 1976 году на Московском машиностроительном заводе "Скорость", заводской номер №427401005, серийный номер 00-05. До 1982 года самолет эксплуатировался КБ Яковлева и принадлежал Министерству авиационной промышленности СССР (МАП), после чего передан КуАИ в качестве учебного пособия.
Данный борт является пятым, последним предсерийным самолетом, говорят что одним из летчиков-испытателей работавшим на нем, была Светлана Савицкая - летчик-космонавт, герой Советского Союза. Она же и перегоняла борт в Смышляевку, с посадкой на грунтовую ВПП аэродрома.
У самолета и в настоящее время многие системы находятся в рабочем состоянии. Во время моего визита самолет готовили к "гонке двигателей", проводили работы с топливной системой.
В хвостовой части самолета расположен откидной трап для посадки/высадки пассажиров - это сильно упрощало обслуживание и позволяло эксплуатировать ВС со слабоподготовленных аэродромов. Ширина пассажирского салона сопоставима с салоном Ту-154, в нем такая же компоновка 3+3 кресла в ряду.
Экипаж самолет три человека: два пилота и бортмеханик. Самолет оборудован навигационным комплексом "Ольха-1", бортовой системой управления САУ-42, комплексом высотно-скоростных параметров ВСП-1-6, РСБН "Веер-М", двумя автоматическими радиокомпасами, доплеровским измерителем скорости и угла сноса ДИСС-016, метеорологической РЛС "Гроза-42" и системой инструментальной посадки "КУРС МП-70", работающей с отечественными курсо-глиссадными системами СП и системам ILS. Также оборудование самолета позволяет осуществлять полет в автоматическом режиме по сигналам маяков VOR.
Самолет Як-42 серийно выпускался с 1977 по 2003 год на Саратовском и Смоленском авиазаводах, за этот период было выпущено 183 самолета. Ниже ссылка на еще одну статью о Як-42.