Эту историю мне рассказали еще в 70-х годах, поэтому если что-то перевру - не серчайте сильно. В начале 70-х годов проходили испытания Ту-154, программу полетов на больших углах атаки отлетывал экипаж во главе с Агаповым, летали на машине СССР-85002. Этот борт был оснащен противоштопорным парашютом и люком для аварийного покидания самолета экипажем.
В один из дней приехал знакомый летчик-испытатель ГосНИИ ГА Владимир Мезох и попросился показать ему особенности полета Ту-154 на больших углах атаки. Агапов опрометчиво посадил его в "левую чашку", провел инструктаж и полетели.
На высоте 6000 метров, с полностью выпущенной механизацией, на скорости 200 км/час начали увеличивать угол атаки. На 18-20 градусах начался подхват, Мезох запоздал с реакцией - отдал штурвал от себя, но не полностью, Агапов добавил до упора, но было поздно … Угол атаки превысил 50 градусов, скорость упала практически до нуля, помпаж боковых двигателей - их выключили, средний поставили на малый газ …
Самолет свалился на левое крыло с левым вращением, крен 20 градусов, вертикальная скорость 80 м/с. Дали правую ногу против штопора - ноль реакции, левую ногу - чтобы увеличить крен - ноль реакции. Агапов дал команду выпустить противоштопорный парашют, Мезох слегка растерялся - две одинаковые ручки, одна для выпуска, другая для сброса парашюта, бортинженер ему подсказал - парашют выпустили, но он наполнялся медленно и рывок был очень слабый. Мезох не ощутив рывка, по ошибке дернул второй рычаг и ... сбросил парашют …
Но и этого маленького рывка хватило чтобы самолет опустил нос и начал набирать скорость. Убрали крен, вывели в горизонт на 2000 метров, дали двигателю режим и сразу начали строить заход. Сели на одном двигателе …
Это был единственный случай когда Ту-154 вывели из штопора. P.S.Оказалось что это был не единственный, но первый случай вывода "Туполя из штопора".
Продолжение рассказа по этой ссылке Рассказал Сергей Харитонов.