Ельцин и судьба уральских "баклажанов"

Jan 14, 2021 10:43




Сегодня, несмотря на заголовок, речь пойдет об авиации. Я хочу вспомнить о самолетах Ил-86, эксплуатировавшихся в авиакомпании "Уральские авиалинии". А "баклажан" - это подпольная прозвище славного ВС, взлетавшего как известно, только за счет кривизны земли.

Всего в парке авиакомпании было пять машин этого типа, четыре из них появились осенью 92-го года, а пятая уже на излете их карьеры. Первые машины 051, 078, 093 и 114 прилетели на ПМЖ в Кольцово из Пулково. История передачи этих ВС на Урал обросла легендами, старожилы утверждают, что миграции поспособствовал первый Президент России, Б.Н.Ельцин. Что именно его прямое указание решило судьбу этих самолетов. После постройки второй ВПП, с 1987 года, аэропорт Кольцово принимал ВС данного типа, но в объединенном авиаотряде их не было. По планам развития советского Аэрофлота они появились бы в 1995 году, а с учетом реалий того времени скорее всего никогда. Поэтому "протяже земляка" действительно помогло решить этот вопрос.

В моей личной коллекции есть фото четырех из пяти ВС, 86051 был списан и утилизирован незадолго до того, как я увлекся авиационной фотографией. Поэтому фотография не моя.



Фото:newaviator.livejournal.com

На заглавном фото борт 86078, первые снимки "баклажанов" сделаны еще на пленочный фотоаппарат с китовым объективом, поэтому качество фотографий оставляет желать лучшего.

86093 запечатлен во время моей самой первой вылазки "под забор" аэропорта.




В 2007 году мне удалось организовать экскурсию в аэропорт, термина "официальный споттинг" тогда еще никто не знал. Борт 86114 запечатлен во время этой экскурсии.




Пятый самолет 86120, был куплен весной 2005 года у авиакомпании "Сибирь". Первый полет под флагом "УА" он совершил 9 марта, в Москву. Как заверяли руководители авиакомпании, борт "прослужит еще как минимум 25 лет" ... К тому времени борт 86051 уже был списан и 120-й стал новым четвертым "баклажаном".




К моменту моего перехода на "цифру" в 2010 году, все Илы уже стояли в "калашном ряду", вместе с Туполями Б-шками. Слева направо 120, 078, 114.




Весной 2013 года, последний "баклажан" был утилизирован, говорят была идея установить его на площади перед аэропортом, но она не нашла поддержки у владельцев аэропорта. Так закончилась не долгая, но "громкая" карьера любимого пассажирами и экипажами лайнера.




Уральские авиалинии, Споттинг, Легендарные самолеты, Урал, Ил-86, Авиация

Previous post Next post
Up