Ил-18 - один из немногих, действительно "легендарных" самолетов, которые еще можно встретить "живьем". В гражданской авиации их уже не осталось, за исключением возможно КНДР, но в ведомственной авиации еще осталось некоторое количество лайнеров. Как пассажирских, так и специализированных модификаций.
Самолет Ил-18 - самый массовый самолет первого поколения пассажирских самолетов с газотурбинными двигателями, воплотивший в себе все основные черты современного пассажирского самолета, спроектирован в 1954-1956 гг. Он был построен и совершил свой первый полет в 1957 г. После успешных государственных эксплуатационных испытаний самолет был запущен в серийное производство и с 1959 г. до настоящего времени, пережив все другие самолеты первого поколения, находится в эксплуатации и является самым экономичным самолетом. В 1958-I960 гг. на Ил-18 установлен ряд рекордов дальности и высоты полета с различной коммерческой нагрузкой.
На момент создания, отличительной особенностью самолета Ил-18 стало применение герметичного фюзеляжа с системами кондиционирования и наддува воздуха от компрессора двигателя, обеспечившими нормальные условия для пассажиров и экипажа на любой высоте полета. Причем эта система, по своим параметрам не уступает и современным лайнерам. На высоте 10 000 м. - давление в салоне как на высоте 2400 м. Полный обмен воздуха производится в салонах менее чем за 2 мин. Высокие экономические показатели самолета Ил-18 были подтверждены его длительной, успешной эксплуатацией. Основным показателем экономичности самолета является большая весовая отдача по полезной нагрузке, составляющая 46...49% взлетной массы самолета.
В нашем аэропорту "Кольцово" базировался Ил-18, но 19 декабря 2016 года самолет разбился в 30 км от аэродрома Тикси, он выполнял плановый перелет с аэродрома Канск. Спустя три года, к нам перевели еще один Ил-18, но пока он почему-то не летает.
Периодически мне удается поймать и других представителей этого семейства. Ил-22М, бортовой RF-94417, переоборудован из Ил-18 в 1982 году, в советское время имел регистрацию СССР-75910.
Его коллега - еще один самолет командный пункт, созданный на базе самолета Ил-18Д.
Благодаря своим уникальным характеристикам, неприхотливости в обслуживании, надёжности в эксплуатации и экономичности Ил-18 на долгие годы стал основным среднемагистральным пассажирским лайнером в Советском Союзе. И сейчас радует нас красотой полета.