Продолжу подборку исторических фотоочерков о истории ГВФ. Самолет Ан-10 - пассажирский самолет для эксплуатации на магистральных линиях ГВФ протяженностью от 500 до 3500 километров. (на заглавном фото Ан-10А б/н СССР-11198 а/п г.Хабаровск, 1965 год. )
Его начали разрабатывать осенью 1955 года, одновременно с транспортным самолетом Ан-12. Изначально, при проектировании закладывалась возможность замены хвостовой "пассажирской" части на "транспортную" с рампой, которая бы позволяла производить погрузку грузов и десантирование войск. В итоге унификация с самолетом Ан-12 составила 86 %. (На фото слева Ан-10, справа Ан-12)
Фото с сайта aviarestorer.ru
Первый полет опытный самолет получивший название "Украина", совершил 7 марта 1957 года, осенью этого же года, еще до завершения государственных испытаний самолет запустили в серийное производство. Всего до декабря 1959 года было выпущено 108 серийных машин. Изначально самолет был рассчитан на 85 пассажиров в трехсалонном размещении.
Фото с сайта авиару.рф
В модификации Ан-10А путем перекомпоновки количество пассажиров увеличено до ста, включая два купе на 16 мест. Коммерческая нагрузка самолета увеличена на 14,5 тонн. Благодаря большой энерговооруженности на нем были совершены два полета с одним работающим двигателем (внутренним и внешним) и тремя отключенными с зафлюгированными винтами. За первые десять лет эксплуатации самолеты перевезли свыше 35 миллионов пассажиров, обеспечив себе первое место по пассажирообороту. Но катастрофа под Харьковом 18 мая 1972 года, в которой погибло 115 человек, поставила точку в карьере этого самолета. В результате расследования были обнаружены усталостные трещины в центроплане, которые были обнаружены и на некоторых других машинах. В 1973 году было принято решение о прекращении его эксплуатации на линиях "Аэрофлота". До сегодняшнего дня сохранился единственный самолёт Ан-10А (борт СССР-11213), который находится в авиационном музее в Монино.
На фото: г. Киев 1979 год, самолет Ан-10А б/н СССР-11139, детский кинотеатр «Орлёнок». Сожжён в ноябре 1993.
В качестве иллюстраций использованы фотографии ветерана-авиатора Александра Степановича Болгарина.
VKDMCA446