О происхождении этнонимов "сербы" и "хорваты"

Aug 12, 2019 23:16

Лучшее объяснение происхождения этнонимов сербы и хорваты, на наш взгляд, было предложено Григорием Андреевичем Ильинским (1876-1937).

1) Сербы. Ильинский Г.А. К этимологии имени серб // Јужнословенски филолог. Београд, 1933. № 12. С. 204-208

По мысли Г.А. Ильинского, этноним сербы связан с украинским присербитися - "присоединиться, пристать, ( Read more... )

заметки, история, славяне

Leave a comment

sverc August 14 2019, 12:24:20 UTC
"Однако здесь встает резонный вопрос об отсутствии в чешских источниках упоминаний о Само" - древнейшая чешская хроника относится к началу XII в. (Козьма Пражский). Она отделена от Само пятью веками. Ничего удивительного в том, что она не говорит о Само, нет. На такой глубине устная память часто теряется. Она, кстати, не знает даже и тех чешских правителей, которые известны по франкским источникам IX века (например, князя Леха, убитого франками в 805 г.). Сравните с нашей Повестью временных лет. Что она знает о VII веке (если вычесть выписки из византийских хроник)? За исключением легенды о Кие, историческая основа которой гипотетически может относиться примерно к этому времени, только какие-то самые общие припоминания почти без конкретики.

Вообще, возможности устной исторической памяти не стоит переоценивать. Она очень субъективна и избирательна. Как писал Н.И. Костомаров: "Память независимого Великого Новгорода почти погибла в Новгородской Земле, но остались от его древней истории два лица, живущие в народных воспоминаниях: Марфа Посадница и царь Иван Грозный. К имени Марфы Посадницы примыкает все, что только имеет тень воспоминания о новгородской старине. Темное сознание о былой отдельности и независимости Новгорода выражается представлением, что когда-то там господствовала Марфа Посадница, богатая, сильная боярыня, или княгиня, которую победил и взял в плен Иван Грозный; каждую развалину, каждое древнее здание с первого вопроса о нем приписывают Марфе Посаднице: два развалившихся дома в Новгороде на Торговой стороне недавно называли домами Марфы Посадницы; ей приписывали построение таких церквей, которых она, разумеется, не строила; ей дают во владение такие местности, которыми она не владела; за нею признают такое могущество, какого она не имела" (Костомаров Н.И. Раскол. Исторические монографии и исследования. М., 1994. С. 74).

А вот пример из другой эпохи и региона: "К сожалению, «отец истории» (как прозвали этого автора уже в древности) не был знаком с языками древневосточных народов и пользовался услугами переводчиков, которые рассказывали любознательному иностранцу всевозможные предания и занимательные анекдоты, путая, а иногда сознательно искажая события прошлого. О Шумере, Аккаде и Старовавилонском царстве они вообще ничего не помнили. Из нововавилонских царей помнили только самого последнего - Набонида, а сооружения, оставшиеся от Навуходоносора (правившего за 100 лет до путешествия Геродота), приписывали царице Нитокриде, которая в повествовании греческого историка заняла место своего знаменитого супруга" (Всемирная история в 24 томах. Т. 1. Каменный век. Минск; Москва, 2002. С. 337-338).

Reply

svatopolk August 14 2019, 15:00:39 UTC
И тем не менее, существуют былины "новгородского цикла", восходящие ко временам явно предшествующим и Марфе Посаднице, и уж тем более Ивану Васильевичу. Известна (из того же Новгорода) пометка 13. века относительно города Берна/Вероны "идеже бысть поганый злый Дедрик", которая была бы странна, если бы автор ее не был уверен в том, что читатели точно знают, о ком идет речь. Южнее можно припомнить "красных готских дев" из СоПИ, поющих "время Бусово" - очевидно, времена расправы над правителем антов Божем/Босом/Бусом, от которых автора "Слова" отделяла почти тысяча лет. Либо же легенды об Ольге и Игоре, сохранившиеся в бывшей древлянской земле до 19. века. Так что преуменьшать возможности народной памяти, на мой взгляд, тоже не следует.

Reply

sverc August 16 2019, 10:52:52 UTC
В былинах память об исторических событиях представлена в особой форме, это не хроника. В частности, мы там не найдём имён большинства деятелей нашей "летописной" истории. В общем, если суммировать разные примеры и контр-примеры, мы всё равно придём к тому, что устная историческая память обладает специфичностью и избирательностью. Что-то она очень хорошо фиксирует, а что-то (в т.ч. что-то очень важное в нашей точки зрения) не фиксирует вовсе. Поэтому то, что о Само нет сообщений в чешских хрониках, созданных минимум через полтысячелетитя после его жизни (кстати, ещё отдельный вопрос как и по каким принципам авторы этих хроник вообще отбирали те предания, которые использовали в своих хрониках, ведь явно использовали они не всё: ни ПВЛ, ни "Чешская хроника" - это не сводки фольклора, туда попал очень небольшой процент преданий), никоим образом не может служить аргументом против того, что он действовал именно на территории Чехии.

Reply

svatopolk August 16 2019, 12:19:20 UTC

Былины, как Вы верно подметили, повествуют об истории весьма своеобразно. Однако я привел Вам в пример не одни только былины.

Я ни в коем случае не хочу оспаривать, что Само жил и работал на территории будущей Чехии. Как раз наоборот, все говорит за это и никто с этим не спорит. Речь о Вашей гипотезе, что сами чехи сформировались в процессе или благодаря деятельности Само.

Reply

sverc August 16 2019, 13:06:06 UTC
Вот как раз момент сложения народа часто никак не отражается в его исторической памяти и эпосе, ибо с точки зрения современников выглядит весьма стихийно. У чехов как раз никаких ярких преданий об их появлении нет вообще (или они до нас не дошли). Легенда о праотце Чехе и очень краткая, бессобытийная, и явно вторичная (возможно, вообще не народная, а книжная).

Вы привели примеры возможности сохранения чего-то в народной исторической памяти. Но возможность не означает обязательности. Народная память очень избирательна и специфична. Что-то сохраняет хорошо, что-то вообще не сохраняет. Отсутствие чего-то в народной памяти (кстати, ещё раз повторяю: строго говоря мы не можем утверждать, что Само не было в фольклорной памяти чехов XII в., у нас нет фольклорных сводов этого времени, в "Чешскую хронику" попало только то, что по каким-то причинам заинтересовало её автора) не может означать неисторичности данного явления.

Reply

svatopolk August 16 2019, 13:21:51 UTC

«Вот как раз момент сложения народа часто никак не отражается в его исторической памяти и эпосе»

Безусловно, отсутствие доказательств - не есть доказательство отсутствия. Но в этой ситуации гипотеза оказывается в принципе недоказуемой, где-то на уровне спекулятивного предположения.

Reply

sverc August 19 2019, 22:36:35 UTC
Так моя гипотеза по-Вашему "чрезвычайно заманчива" или "на уровне спекулятивного предположения"? Вы уж определитесь.

Reply

svatopolk August 20 2019, 04:59:14 UTC

Ваша гипотеза чрезвычайно заманчива, так как полностью объясняет происхождение чешского народа, так и сравнительно раннее возникновение его государственности. Однако, так как при нынешних условиях отсутствует возможность предложить какие бы то ни было доказательства в ее подтверждение, то она - увы, несмотря ни на что - остается только предположением.

Я Вас оскорбил?

Reply

sverc August 20 2019, 20:07:07 UTC
Я думаю, что оставаться только предположением объективно будет любая гипотеза формирования чехов. Преимущества моей гипотезы (как я сам их понимаю) в том, что:

1) Она предлагает объяснение того, почему этноним "чехи" типологически резко отличен от остальных этнонимов славянских "племён" Чешской долины;

2) Она связывает формирование этого специфического этнонима и обозначаемой им этнополитической структуры с конкретными историческими событиями, известными по источникам;

3) Она ставит формирование чехов в определённый типологический ряд (сложение новых этнополитических структур путём объединения на новой основе осколков распадающихся старых структур).

Но окончательно её доказать, разумеется, невозможно.

Reply

svatopolk August 20 2019, 20:20:13 UTC

Согласен с приведенными Вами приемуществами.

Reply

sverc August 26 2019, 12:15:34 UTC
"Южнее можно припомнить "красных готских дев" из СоПИ, поющих "время Бусово" - очевидно, времена расправы над правителем антов Божем/Босом/Бусом, от которых автора "Слова" отделяла почти тысяча лет" - связь "времени Бусова" СПИ и правителя антов IV в. гех Boz, упоминаемого Иорданом, совсем не очевидна. Это лишь гипотеза. И ей противоречит то, что:

1) В СПИ в другом совершенно месте упоминаются "бусовы враны" (что обычно переводят как "вражеские вороны", предрекающие беду). Скорее всего, "время бусово" и "бусовы враны" должны объясняться в едином контексте;

2) Лингвистически наиболее вероятно, что Boz Иордана - это готская передача славянского *vozь ("вождь"), то есть перед нами титул славянского правителя, превращённый в антропоним (Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 2002. С. 13).

Reply

svatopolk August 26 2019, 20:22:29 UTC
1) При этом «бусый» = «темно-серый» у того же Фасмера, и совершенно непонятно, откуда берется значение «вражеский». Максимум - диалектное «с бусырью» - «недобрый» (но в тех же диалектах еще и «высокомерный», например, и даже «глупый»). Тем более что в контексте воронов «темно-серый» кажется как раз наиболее достоверным. При этом нет никаких оснований утверждать, что имя правителя не может происходить от того же корня.

2) С большим уважением отношусь к Трубачеву, но тут он, кажется, слегка все усложнил без особой на то необходимости. Это, как Вы говорите, только гипотеза. К тому же идущая вразрез с принципом «бритвы Оккама».

Reply

sverc August 26 2019, 21:44:53 UTC
"К тому же идущая вразрез с принципом «бритвы Оккама»" - не идущая. Наоборот, весьма вероятная. В средневековых источниках имена и титулы вообще часто путали. Весьма вероятно, что в эпической памяти готов отложился образ (возможно, обобщённый) славянского правителя с его титулом "вождь".

Reply

svatopolk August 27 2019, 17:20:28 UTC
«В средневековых источниках имена правителей часто путали с титулами» - не равно «все имена ранних славянских правителей - это титулы». Если, конечно, для такого утверждения нет достаточных оснований. Тут их не видно.
Насчет «весьма вероятно, что в эпической памяти готов отложился образ» - откуда такая степень вероятности?

Reply


Leave a comment

Up