История о том, как в боях за Ленинград погиб мой прадед

May 12, 2018 19:40

В январские-февральские дни 1943 года в боях за Ленинград трагически погиб мой прадед (папа маминого папы), солдат 1214 Стрелкового полка 364 Стрелковой дивизии Восьмой армии Волховского фронта Фёдор Иванович Задорожный (1905 года рождения). Родом он был из донских казаков, но ещё в конце XIX или в начале ХХ в. семья переехала в далёкую Киргизию (вероятно, в рамках политики по переселению людей из страдающей от нехватки земли европейской части России в восточные области страны).

Последнее его письмо домой (оно же единственное сохранившееся) датируется 6 января 1943 года, адресовано оно его жене, моей прабабушке Устинье Ивановне (сохраняю всё как есть - в письме есть орфографические ошибки, я их не исправляю).

***

Просмотрено военной цензурой

Кир[гизская] ССР
Ош[ская] обл[асть]
Куршабский р-н [район]
Ленинск[ий] с/c [сельсовет]
[Улица] Островского [Дом] № 7
Черненко Устиние И[Ивановне]

1422 полевая почта
Часть 485
Задорожный Ф[едор] И[ванович]

Весточка с-под-Ленинграда

Добрый день или вечер, Устиния Иван[овна] и также милые детки Алеша и Лизочка. Како вы если токо дома не моб[и]лизованы? Шлю я вам свой фронтовой боевой привет и желаю я вам найлучшей гражданской тылово[й] жизни.
Устинька, за меня не беспокойся и не думай: жыв буду, встретимся и пожывём. Устинька, не обижайся, что редко пишу письма: некогда. Нет времени: надо не отвликатся в письма, а нужно уничтожать проклятого врага.
Устинька, пиши письма по этому адрису, что на конверте. И пиши как вы питаетес? Что у вас есть? Ест ли у вас корова? Где Ваня? Напиши его адрис. И так кой-что опиши нового и цены на продукты.
Устинька, скоро врага окончательно разгромим и уничтожем. Жывы будем, к висне встренимся.
Устинька, как я соскучил за вашеми письмами. Я вед до Нового Года не получил не одного письма. Короче говоря, не получал и не получаю. Ну не знаю прийдётся получить ли мне хотя одно письмо.
Пока до свидания. Оставайтес жыть счастливо и богато. Федя.
Устинька, не падай духом, диржы сибя весело и бодро. Буду жыв, хотя редко, ну напишу.
Устинька, я нимного стал от вас отвыкать и забыват и оно лехше, так и ты делай - отвыкай.
Устинька, иконом и береги продукты с расчётом. Учти, чтобе висной не получилос недоразумение.

6.01.43 года

***

А в конце января прабабушке пришла похоронка с известием о том, что 14 января 1943 года её муж погиб в бою

***

Народный комиссариат обороны
1214 Стрелковый полк
23 января 1943 г.
№ 86

Копия
Гр. Черненко Устинья Ивановна

ИЗВЕЩЕНИЕ

Ваш муж красноармеец 1214 стр[елкового] полка ЗАДОРОЖНЫЙ Федор Иванович, уроженец Киргизской ССР, Куршабского района, Ленинского с/совета в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит в бою 14 января 1943 года. Похоронен 1,5 км. Южнее деревни Гайталово Мгинского района Ленинградской обл.
Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии (приказ НКО СССР № 188).

п.п. КОМАНДИР ЧАСТИ подпись [разобрать нельзя]
НАЧАЛЬНИК ШТАБА подпись [разобрать нельзя]
Копия верна: Начальник 2 части
Капитан                         (Коолов)

***

Также и в других официальных документах, опубликованных ныне на сайте «Память народа», значится, что мой прадед похоронен в братской могиле в Гайталово, но это неверно.

Потом моей прабабушке пришло письмо от боевового товарища прадеда, в котором были изложены подлинные обстоятельства его гибели и похорон, отличающиеся от указанных в похоронке. На самом деле прадед попал в плен и был замучен немцами

***

Просмотрено военной цензурой

Отправитель: Содкин В.И. Полевая почта 29176 л
Куда: Кирг[изская] СССР, Ошская обл., Куршабский р-н., пос. Ленинский, улица Островского, дом № 7
Кому: Задорожной Устинье Ивановне

Привет с фронта!!!
Здравствуй, жена моего боевого друга Задорожного Фёдора Иванович Задорожная Устиния Ивановна. Шлю я вам пламенный свой боевой привет и желаю вам всего наилудшего в вашей жизни.
Тов[арищ] Задорожная, я сегодня получил от вас письмо, где запрашиваете, что Федя: жив или нет? Да, Феди живым уже нет. Но он не убит, а помер от мучительной муки немецких варваров. Дело было так. Они были на стыке нашей обороны и 17/I немец окружил их и 18/I взял в плен. 29/I/43 мы пошли в [с]плошную наступлению и окружили немецкую дивизию. Когда заняли городок, то в подвале оказались закрытыми под замок наши пленные. Когда открыли подвал, они выти не могли, так как были сильно слабы и полумерзлые. Их на носилках мы вынесли, где был и Федя.
После он лежал в нашем госпитале. Когда мы начали выходить на переорганизовку, то наш госпиталь тоже вышел с нами. Мы с Поленком ходили ещё ходили его наведывать. Но он был очень слаб. Даже повернутся с боку на бок [не мог]. Тогда после прошло много времени. 8 числа звонит мне доктор, что Задорожный помер. 9 числа утром я от командира части взял увольнительную на себя и на Поленко. И пошли мы туда. Когда пришли, заставили сестру помыть его, сделали гроб. И мы его схоронили.
Схоронен он не на ст[анции] Мга, а совершенно в другом месте. Адрес его могилы: Ленинградская обл[асть], Волховский р-н., деревня Дубно. Схоронен возле церкви. На камне сделали надпись: его имя и фамилию, как он страдал и какие муки он перенёс.
Живу буду, приеду, всё расскажу. Ну, пока кончаю писать и пока досвидания.

Друг Вашего мужа, Содкин В.И.

Устиния Ив[ановна], Вы теперь там дома с моей Полей живите как две боевых сестры, так как мы с Федей били врага как два боевых брата.

***

Видимо, ошибка в похоронке имеет не случайный, а намеренный характер. Как ранее заметил уважаемый snegsever: Командир части молодец, что указал смерть в бою, а не последствия плена. Иначе могли быть проблемы с пенсией для семьи

Сохранилась и фотография, на которой прадед и прабабушка вместе ещё до войны:



Церковь, о которой в письме идёт речь - это Покровская церковь, построенная в 1761-1764 гг. Вот так она выглядела до революции (фотография С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.):



В 1939 г. церковь была закрыта. К настоящему времени от неё остались руины (по ссылке современный фотообзор Покровской церкви). Где-то рядом с ней могила моего прадеда… Увы, но ни я, ни кто-либо из нашей семьи там никогда не был - очень сложно добраться в затерянную в глуши деревню Дубно (нет ни железной, ни автомобильной дороги). Не знаю даже, сохранилась ли могила (из письма не совсем понятно, как они сделали надпись на могильном камне: краской написали-? Деревянную дощечку прикрепили-? Выдолбили-?).

Но сейчас твёрдо намерен в ближайшее время найти способ добраться до деревни Дубно и произвести поиски могилы. Если её удастся найти, то, как я понимаю, можно обратиться в Министерство обороны и прадеда перезахоронят с воинскими почестями на нормальном кладбище.

Ещё до войны прадед любил петь песню со словами:

На мою на могилку знать никто не придет,
Только ранней весною соловей пропоет…

Так и получилось…

image Click to view



P.S. Вскоре после гибели прадеда его сын, мой дедушка в 17 лет добровольцем ушёл на фронт. Был награждён медалью «За отвагу» за то, что привёл «языка», участвовал в форсировании Днепра, был контужен и получил инвалидность, после чего был демобилизован. В 1980 году он пытался разыскать могилу отца, приехал в Ленинград, обратился в военкомат, но не смог добраться до деревни Дубно, т.к. была зима и ему сказали, что зимой туда не добраться… Теперь моя очередь.

герои, Великая Отечественная война, связь времён, личное, история, СССР

Previous post Next post
Up