Можно сформулировать примерные три пункта, выполнив которые можно разрешить донбасский кризис миром и на взаимоприемлемых условиях:
1) Республика Донбасс (в которую, скорее всего объединятся нынешние Донецкая и Луганская области) возвращается в состав Украины, при этом получает широчайшее самоуправление, возможно даже собственного президента;
2) В республике Донбасс русский язык получает статус государственного наряду с украинским. В других регионах украинского юго-востока восстанавливается региональный статус русского языка;
3) Полная амнистия всем ополченцам и всем новороссийским активистам, арестованным в последние месяцы. Прекращение всех уголовных дел против лидеров народного протеста в Донбассе, возможность их полноценного участия в политической жизни Донбасса и Украины.
Тут, конечно, возможно двойное возражение: Киев никогда на это не согласится/Донбасс никогда на это не согласится. Почему не согласится - тут уж объяснения могут быть от прагматических до эмоциональных в стиле "как мы будем жить с теми, кто нас убивал?".
Да, вполне возможно (и если мыслить холодной головой - то даже и скорее всего) стороны конфликта на это не согласятся. А между тем, если опять-таки подойти к делу с холодной головой и отставить эмоции, эти примерные пункты являются единственной взаимоприемлемой альтернативой войне.
И тут сторонам конфликта (в особенности это касается украинской стороны и в первую очередь её "ястребов",
всё сильнее пишущих и кричащих о "зачистке" Донбасса и озвучивающих откровенно фашистские планы в отношении дончан и луганчан) надо ответить на принципиальный вопрос: мы хотим жить вместе или нет? Если да, то на уступки идти придётся. И на уступки очень серьёзные. Если нет - то развод и девичья фамилия.
И надо этот вопрос решить. Пока, к сожалению, украинские идеологи всё больше проваливаются в бездну фашизма, соревнуясь в том, кто круче придумает план "окончательного решения донбасского вопроса". Единственным практическим следствием таких высказываний (я уж не говорю про попытки реализации этих чудовищных идей) будет полная потеря Украиной Донбасса, умы жителей которого окончательно отвернутся от этого государства.
Порошенко недавно признал, что
"Мы прекрасно осознаем, что никогда нам не удастся вернуть эти регионы [Донецкую и Луганскую области] путем военных действий. Нам следует вести там борьбу за умы и сердца людей". Это вселяет робкую надежду.