Самоидентификационное

Feb 27, 2014 02:03

В некоторой связи с событиями на Украине и вообще хочу пояснить кое-какие вещи. Я всегда подчёркиваю, что я - белорус (да ещё и западный), а не какой-то там москаль, и чётко это манифестирую, но исторически сложилось так, что живу я в России, а в последнее время выступаю де-факто с позиций русской национальной социал-демократии. В этой связи тезисно хочу изложить свой взгляд на проблему соотношения белорусов и русских (великоросов), русскости и белорусскости (и частично несколько шире - на проблему соотношения восточнославянских народов в целом):

1) Этноним. Сам этноним белорусы, белые русы, означает, в соответствии с распространённой в средневековье цветовой семантикой "западные русы" и автоматически указывает на то, что белорусы являются частью общности более высокого порядка, ведь если есть "белые" (западные) русы, значит, есть и другие, как минимум "восточные русы", коими являются великоросы-московиты. А есть ещё и русы на юге - русины в Карпатах и люди, сохранившие русское самосознание на юго-востоке Украины.

Беларусь и Россия соотносятся между собой примерно так как средневековые "Белая" (западная) и "Червонная" (восточная) Хорватия.

NB. Существуют и иные объяснения этнонима "белорусы", но они куда менее убедительны, а главное - ничего не меняют по-существу: как бы мы ни расшифровывали этноним "белые русы", всё равно он чётко маркирует, что его носители являются частью русов.

2) Русы или русины - это общее самоназвание всех восточных славян, относившееся изначально к славянам, жившим в ареале волынцевской культуры и их потомкам (см. работы А.Н. Насонова, Б.А. Рыбакова, В.В. Седова), а впоследствии распространившееся по всей Киевской Руси в XI-XIII вв. и знаменовавшее собой становление единого общерусского (общевосточнославянского) самосознания от Карпат до Клязьмы и от Новгорода до Чернигова и Переяславля.

Монгольское нашествие и литовская, а затем и польская экспансия не поколебали самоидентификации всех восточных славян как русов/русинов. Тверской купец XV в. Афанасий Никитин писал о себе: "аз не бесерменин, русин". До наших дней сохранился этот консервативный этноним - русины - в Закарпатье, на другом конце восточнославянского мира. При этом там народ, будучи веками оторван от остальных русских земель, находясь в составе других государств, стойко держался за своё русское имя и самосознание. Деятель русинского возрождения XIX в. Александр Духнович писал: "Я русин был, есмь и буду, Я родился русином, Честный мой род не забуду, Останусь его сыном…".

А вот слова другого деятеля русинского возрождения Дмитрия Вергуна:

Я - карпатский руснак, стародавний казак,
Сторожил я века наши горы
От монгол, янычар, немчуры и мадьяр,
Изнывая без братской опоры.
Больше тысячи лет мы страдали от бед,
На скалах как Прометей распяты,
Но таили огонь и, сжимая ладонь,
Сохраняли для Руси Карпаты.

Ещё в начале XX в. в по всей Галичине и на Волыни преобладало отнюдь не "украинство", а концепт "Единой Руси от Карпат до Камчатки" [1].

Точно также русское имя и самосознание сохранялось и в Западной Руси, нынешней Беларуси.

Сохранялось оно и в Северо-Восточной Руси ("Великая Русь") и в Южной Руси ("Малая Русь"). При этом, как показал О.Н. Трубачев [2], "Малая Русь" означает вовсе не "младшая Русь", а, наоборот, "исконная Русь", а эпитет "Великая", является не "шовинистическим", а означает зону, так сказать, "вторичного распространения", ведь на Северо-Восток этноним "русь" пришёл с юга.

В XIX в. появился концепт "украинства", основанный на отторжении своей прежней русской идентичности и принятии новой, украинской. Постепенно в XIX-XX вв. "украинство" распространялось на землях Южной Руси, вытесняя "русскость" [3]. "Украинство" стало крупнейшим исторрическим вызовом русскому самосознанию, так как строилось на его отторжении.

3) "Русофобский белорусизм". В Беларуси существовали проекты, типологически близкие "украинству", но они к настоящему времени потерпели полный исторический крах. Существует небольшая группа "озабоченных" интелей, но народу они совершенно чужды и не нужны. Называть этих людей и их предшественников "белоруситстами" категорически не допустимо ибо их идеология основана как раз на отрицании бело-русскости как составной части обще-русскости. Это Е.Ф. Карский - белорусист или я - белорусист. Эти люди - нет, они - анти-белорусисты, ибо пытаются вывернуть самосознание народа наизнанку. Будем их называть "белорусисты-русофобы".

"Белорусизм" как анти-русская идеология - это оксюморон, так как в самом этнониме "белорусы" прописана "русскость".

Полный провал "русофобского белорусизма" явствует из того, что ныне его исторической основой является уход в седую древность в виде идеи о балтском происхождении белорусов. Сама эта идея с научной точки зрения не имеет серьёзных оснований, о чём писал в т.ч. и я [4], но показательна с точки зрения "высасывания из пальца". Если в рамках "украинства" сформировалась уже некая вполне реальная "самостийная" традиция (Мазепа-Петрлюра-Бандера-Грушевский-Щептицкий и т.д., относиться ко всем этим людям можно как угодно, но традиция сформирована), то у белорусов ничего подобного нет. Вот и приходится выдумывать что-то на уровне "преданий старины глубокой": "да мы вообще не славяне, мы балты и вам не братья".

4) На данный момент мы на деле имеем:

а) абсолютное преобладание в Беларуси русского языка. Я там в городах не слышал белорусской речи. Только от старых людей, либо в деревнях. У меня двоюродная сестра учительница белорусского языка в Барановичах. Так вот по её словам:

- когда дети впервые приходят на урок белорусского языка, то практически все они белорусским языком не владеют совершенно;
- когда она даёт детям домашнее задание, то родители-белорусы не в состоянии им помочь, так как не знают языка.

А сын другой моей двоюродной сестры, закончивший полтора года назад школу в Бресте, говорил, что если бы отменили преподавание белорусского языка, они были бы только рады, так как в реальной жизни он фактически не нужен, а учить будет меньше.

Я при этом, разумеется, не говорю, что преподавание белорусского языка в школах надо отменить, но не исключаю, что при естественном ходе истории это может случиться, так как объективно, к сожалению, белорусский язык - вымирающий. Об этом можно сожалеть, но заставить миллионы людей вернуться (а молодёжь уже и не вернуться, а перейти на язык, которого она фактически не знает) к белорусскому языку можно только принуждением, соответственно, демократическим путём те, кто настаивает на этом, придти к власти не смогут, ибо народ добровольно переучиваться не будет. Риторический вопрос: кому в такой ситуации нужен "языковой национализм" помянутых озабоченных интелей?

Тут, конечно, кто-то мне возразит, что к русскому языку всех белорусов насильно заставили перейти "московские оккупанты". Но это не совсем так: переход у русскому языку был неизбежным следствием урбанизации. В городах преобладал русский язык, соответственно, по мере повышения доли городского населения, росла и доля русскоговорящих, так как переселенцы из сельской местности переходили на "городской" язык.

Кстати, любопытный штрих насчёт насчёт живой белорусской речи. Моя бабушка говорит только на мове и не знает русского. Но при этом она из Гродненской области, а там свой диалект, но сейчас живёт у дочери (папиной сестры) в Бресте. И... с трудом может говорить с местными старушками, так как они говорят на другом диалекте.

б) абсолютное большинство верующих в Беларуси - это прихожане Московского Патриархата. Собственно, за вычетом всяких свидетелей иеговы, это все верующие, окромя католиков (есть ещё родноверы, но это специфический случай), коими в основном являются поляки или близкие к ним по культуре и менталитету люди. Никакой раскольничьей структуры типа пресловутого самозванного "Киевского Патриархата" в Беларуси, к счастью, не возникло. Опять-таки, "белорусистам-русофобам" в духовной сфере опереться совершенно не на что, поэтому они старательно пытаются "замылить" роль православия в Беларуси.

5) Роль поляков. Кстати, о поляках. Их как-то подозрительно много среди "русофобских белорусистов", что наводит на мысли. В этой связи нельзя не вспомнить слова, сказанные ещё в XIX в. ксёндзом Валерианом Калиной: "Край этот потерян для Польши, но надо сделать так, чтобы он был потерян и для России" [5]. Ныне поляки продолжают ту же политику и это надо чётко понимать.

Этому моменту, а именно роли поляков в развитии "антирусского белорусизма" как идеологии национального раскола надо уделить особое внимание и дать соответствующий идеологический отпор, в т.ч. и на государственном уровне. Надеюсь, Батька это понимает.

6) "Москвоцентризм". Итак, белорусы - это "западные русы". И здесь надо остановиться вот на каком моменте. Есть такое крайне печальное явление как "москвоцентризм", т.е. представление о том, что "восточные русские" (московиты) представляют собой некий "эталон русскости". Соответственно, все остальные восточные славяне, кто также имеет русское самосознание и имя: белорусы, русины, русские юго-востока Украины - это в рамках "москвоцентризма" какие-то "не такие", не полноценные русские, "младшие братья" московитов. Ярким представителем этой идеологии в XIX в. был М.П. Погодин. Для "москвоцентриста", допустим, я - не русский, в лучшем случае "какой-то не такой" русский.

Во-многом отрицание своей русскости восточными славянами за пределами Московии развилось именно как ответная защитная реакция на "москвоцентризм". На тот факт, что "москвоцентризм" сыграл очень важную роль в генезисе русофобского варианта "украинской" идеологии ("ах, вы говорите, что только вы - русские, ну и ладно, мы тогда станем украинцами") обратил внимание О.Б. Неменский [6]. И тот же исследователь дал развёрнутую критику "москвоцентризма" [7] и обоснование идеи полного равноправия разных ветвей русских: и восточных (великлоросов, московитов), и западных (белорусов), и юго-западных (русинов), и южных (малоросов, украинцев) - всех наследников Древней Руси, при которой никто не может претендовать на некую "эталонность".

"Западные русы" (белорусы) и "восточные русы" (великоросы, московиты) - это две равноправные ветви "народа русьского", как сказал бы летописец. У каждой свои этнографические и исторические особенности. Но и те, и другие являются носителями русского имени и самосознания, унаследованного от времён Киевской Руси.

[1] См. о русинах и их трагической истории: Суляк С.Г. Русины: Уроки трагический истории // Международный исторический журнал "Русин" [Кишинёв]. 2008. № 3-4 (13-14)

[2] Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 2002. С. 301-302

[3] Неменский О.Б. "Чтобы быть Руси без Руси". Украинство как национальный проект // Вопросы национализма. 2011. № 5

[4] Жих М.И. К вопросу об этнической принадлежности кривичей // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. Серия гуманитарные науки. 2013. Вып. 1 (8)

[5] Цит. по: Неменский О.Б. "Чтобы быть Руси без Руси". С. 96

[6] Неменский О.Б. "Чтобы быть Руси без Руси". С. 118-123

[7] Неменский О.Б. 1) Многоцветье золотой Руси // Международный исторический журнал "Русин" [Кишинёв]. 2006. № 1 (3); 2) Русскость и русинскость // Международный исторический журнал "Русин" [Кишинёв]. 2007. № 3 (9)

заметки, связь времён, личное, история, Россия, Древняя Русь, Беларусь

Previous post Next post
Up