Выдающийся советский археолог-славист Иван Иванович Ляпушкин (1902-1968) объектом своих основных полевых исследований избрал преимущественно Днепровское левобережье (хотя в последние годы жизни копал и в северной части Восточной Европы). Его трудами был введён в науку огромный пласт материалов скифской земледельческой культуры, памятников полей погребений, славянских и салтовских памятников. Визитной карточкой И.И. Ляпушкина как исследователя была предельная корректность по отношению к материалу - учёный старался избегать любых домыслов. В то время, как современники строили разнообразные красивые схемы раннеславянский истории, для которых на том этапе развития археологической науки просто не было достаточного количества материалов, И.И. Ляпушкин кропотливо собирал материалы, заполняя пространственные и временные лакуны на археологической карте Восточной Европы. Учёный показал, что между культурой земледельческой Скифии, памятниками полей погребений и славянской культурой нет континуитета. На основании объективно имевшихся в те годы материалов, И.И. Ляпушкин сделал вывод о сравнительно позднем освоении славянами Восточной Европы, куда они продвинулись с запада двумя путями: южным (заселение Среднего Поднепровья) и северным (заселение лесной зоны Восточной Европы). Последний тезис И.И. Ляпушкина о двух потоках славянской колонизации Восточной Европы, шедшей с запада, найдёт поддержку и детальное обоснование в работах
В.В. Седова. Исследуя аланские памятники салтовской культуры верховьев Северского Донца, Оскола и Дона И.И. Ляпушкин показал, что они, вопреки мнению М.И. Артамонова, не имели отношения к Хазарскому каганату и местное аланское население было независимо по отношению к Хазарии.
Работы И.И. Ляпушкина