Оказывается уже почти 100 дней... как врио губернатора Челябинской области стал Борис Дубровский. И 2 недели с момента, когда и.о.губернатора официально обнародовал стратегию социально-экономического развития региона до 2020 года. Помимо четко очерченных приоритетов главой региона были заявлены основные пути развития области, именно как способы достижения поставленных стратегических целей.
Мыслить глобально - действовать локально
Несомненно, что реализация новой программы развития области потребует максимальной мобилизации материальных ресурсов областного бюджета и вовлечение в орбиту экономической жизни региона целого ряда новых инвесторов. Как профессиональный промышленник Борис Дубровский прекрасно понимает, что без технологического и инновационного рывка в производственной сфере сегодня невозможно изменить существующее положение вещей, в том числе и в сфере социальной.
Серьезное внимание и.о. губернатора Б. Дубровский сегодня уделяет вопросам образования, встречается с преподавательским составом ведущих Вузов региона, взял на контроль проблемы школьного образования. При этом не остается без внимания сфера здравоохранения и социальной защиты населения. Эти вопросы курирует специально закрепленный вице-губернатор- Евгений Редин, имеющий опыт работы, как в Законодательном собрании области, так и в командах предыдущих губернаторов, то есть человек хорошо знающий специфику области и её проблемы.
Но как образование, так и здравоохранение - являются сферами, всегда потребляющими финансовые и материальные ресурсы. То есть требующими постоянных финансовых вливаний. Основным если не единственным источником подобных вливаний в нашей области является областной бюджет и бюджеты муниципалитетов. Именно от их пополняемости и способности к мобилизации финансовых ресурсов зависит жизнеспособность социальной сферы региона.
Необходимо признать, что еще до объявления стратегии развитии области Борисом Дубровским были приняты эффективные шаги по оздоровлению регионального бюджета. Так решение и.о. губернатора Челябинской области Дубровского о сокращении аппарата администрации области, в том числе за счет упразднения высокопоставленных чиновников уже дало экономию в полмиллиарда рублей. При этом последовательно реализуя политику жизни по средствам он потребовал от муниципалитетов - принять меры по экономии средств местных бюджетов, и высвободить деньги для решения вопросов населения.
То что это не очередная кампания а сознательно проводимая Борисом Дубровским политика в жизни области показал и визит и.о.Губернатора в Чебаркуль и Чебаркульский район. Именно на необходимости создания комфортной среды обитания включая такие мелочи, как уборка снега, и остановочные комплексы обратил внимание глава региона и «поставил на вид» местному руководству.
Ситуация на рынке труда также находится в фокусе интересов Б.Дубровского это прямо показало и совещание проведенное в начале апреля в администрации губернатора под его личным руководством и акценты закрепленные в стратегии развития - «Расширено направление по эффективной занятости населения. Здесь задействованы не только государственные, но и ведомственные программы. А также конкретные проекты по развитию системы образования и переподготовки кадров, отвечающие потребностям рынка труда».
При этом представляя программу действий по развитию региона в социальной сфере и.о. Губернатора Челябинской области Дубровский особо подчеркнул:
«Социальный блок представляет собой единую программу развития социальной сферы по всем направлениям. Это здравоохранение, образование и наука, культура, социальное обслуживание, физкультура и спорт. Это инвестиции в человека, в развитие его потенциала. При этом основным механизмом реализации программы стали региональные «дорожные карты». Они будут оцифрованы и станут прямым руководством к действию».
Таким образом основные требования к тому как именно должны быть достигнуты цели в социальной сфере в среднесрочной и краткосрочной перспективе заключены Борисом Дубровским в конкретные , понятные всем положения, что не позволит отклониться от выбранного курса.
При этом в завершение доклада в Законодательном собрании Дубровский особо отметил: « Подводя итог своему докладу, информирую вас о том, что поручил правительству области до первого августа разработать План конкретных мероприятий по реализации Стратегии». Таким образом, есть и конкретно назначенные лица, ответственные за разработку и реализацию дорожной карты по созданию в Челябинской области благоприятной жизненной среды для человека.
Надо отметить, что Дубровский демонстрирует для подчиненных привычку к исполнительской дисциплине, когда каждое сказанное слово или данное обещание сопровождается возложением персональной ответственности на конкретного исполнителя.
Очередная приватизация?
Помимо экономии на управленческих расходах, новое руководство области намерено приложить усилия по изысканию иных источников пополнения бюджета, и если вопросы экономического и налогового планирования дают эффект как правило не ранее следующего календарного года, то приватизация может поправить финансовое состояние области уже в текущем году. В целом можно констатировать, что первые меры и.о. Губернатора в данном направлении вполне традиционны и апробированы временем. Так приватизация всегда выступала одним из трёх главных источников пополнения федерального бюджета после налогов и таможенных сборов. Были в истории нашего государства периоды, когда только этот источник помогал закрыть бюджетные дыры.
По решению и.о.губернатора Челябинской области Бориса Дубровского для того чтобы сделать первые шаги в направлении реализации объявленной стратегии в первых числах апреля было проведено рабочее совещание. « «Многие решения на самом деле очевидны и лежат на поверхности. К примеру, оптимизация расходов. Мы начали ее с самих себя, то есть с областной власти. Проанализировали бюджет, убрали дублирующие, избыточные функции, непонятные барьеры, должности. И только на этом сэкономили свыше полумиллиарда рублей. При этом качество работы - не пострадало», - отметил тогда и.о. губернатора.
Поставив эту задачу, Дубровский резюмирует: оптимизация расходов не может ограничиваться только лишь сокращением затрат на содержание аппарата: это должна быть системная работа, основанная на полной инвентаризации имущества, находящегося в собственности Челябинской области. Сегодня приглашённые члены правительства и руководители профильных ведомств представили главе региона полный перечень - включая движимое и недвижимое имущество, банковские активы, акции и т.д.
Прошедшее мероприятие стало первым в этом направлении работы. Главе региона предстоит проанализировать массив областного имущества, в дальнейшем соответствующие поручения по оптимизации будут даны правительству Челябинской области.»
Исторически сложилось так, что за последние десять лет сфера управления государственным имуществом в Челябинской области превратилась в сплошную скандальную тему.
Напомним, что эта чехарда началась с уголовного дела бывшего вице-губернатора Виктора Тимашова, по совместительству руководившим Комитетом по управлению государственным имуществом Администрации Челябинской области. Продолжилось уголовным делом его заместителя Александра Власова, и сегодня длящимся делом преемницы Власова на посту руководителя Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области Екатерины Авдеевой. Одна маленькая особенность объединяет эти вопросы с сегодняшним днем - если во времена Тимашова КУГИ Администрации области управлял как областным имуществом так и объектами федеральной собственности на территории Челябинской области, то во второй половине первого десятилетия 21 века эти ведомства были разделены. Но вот политику управления государственными ресурсами определяли одни и те же люди - Александр Власов и его бессменный заместитель Борис Каягин. Последний как раз отвечал и за контроль над использованием имуществом и за управление предприятиями. Большинство скандалов и афер с госсобственностью как раз касалось именно этих сфер. С учетом того как сегодня состоят дела в Челябинской области с учётом и использованием федеральной собственности можно только предположить какие возможности таит в себе наведение порядка в учёте и рациональном использовании областной собственности. Борис Александрович как опытный руководитель понимает, что Челябинская область не настолько богата, чтобы отказаться от поступлений в казну с государственных предприятий или аренды имущества. И то, что все еще процветает в сфере управления федеральной собственностью просто неприемлемо сегодня.
Не приходится сомневаться, что планируемая инвентаризация областного имущества призвана не только систематизировать имеющуюся собственность, но и выявить не эффективно используемое или не используемое имущество, а также вывести из тени факты незаконного пользования госсобственностью. А если ориентироваться на федеральных коллег, то таких фактов может быть выявлено достаточно. Несомненно, что весомый вклад в эту работу внесут Управление Федеральной службы безопасности по Челябинской области и Прокуратура Челябинской области.
Ревизия ради развития
Надо признать, что у областной власти помимо вертолёта за 240 миллионов рублей есть немало того, за счёт чего можно пополнить областной бюджет. Так одной из крупных сделок может стать продажа 100% акций ОАО «Областной аптечный склад». На фоне существования в области целого ряда крупных поставщиков медикаментов и медоборудования данное Акционерное общество работает в условиях конкурентной среды, получая заказы также через тендеры и конкурсы. В этих условиях сохранение государственного контроля не является критичным. А вот стать источником для финансирования реконструкции объектов здравоохранения или детских садов такая сделка вполне может. Кроме того появление нового инвестора в сфере снабжения медстредствами сможет оживить эту отрасль в Челябинской области и даже повлиять на снижение цен на лекарства. А это уже серьёзный шаг по повышению продолжительности жизни в регионе. Ведь поставленная задача по увеличению средней продолжительности жизни на 5 лет как раз связана с повышением качества здравоохранения, доступности лекарств, как раз для людей предпенсионного и пенсионного возраста. Приведем слова из выступления и.о.губернатора Челябинской области Б.Дубровского:
«Увеличение продолжительности жизни минимум до 74 лет с нынешних 69. Это наши с вами пять лет. При этом нам уже сейчас важно понимать, какую демографическую картину мы будем иметь к 2020 году. Пока расчеты показывают, что численность населения области резко не изменится, и будет составлять около трех с половиной миллионов человек. При этом существенно возрастет доля людей пенсионного возраста, это общая тенденция. Даже есть такое понятие «серебряная экономика», от слова седина. И мы должны изучить этот опыт, чтобы понять, каким должен быть социальный блок, чтобы человек оставался работоспособным. И после того, как он уходит на отдых, он оставался активным. И в этот возраст не нищенствовал, не ждал смерти, а жил. Нам нужно очень бережно относиться к этим людям. Хотя бы из логики - что это и наше будущее. Есть и другие основания - благодарность тем людям, которые нас вырастили, учили, терпели.»
Но добиться изменения качества жизни, то есть шагнуть на европейский уровень жизни это значит не только обеспечить доступное здравоохранение на основе современных технологий и разумные цены на лекарства. Борис Дубровский уже в первые же свои поездки обратил внимание глав муниципалитетов на ландшафтную среду. Человек должен жить в нормальной благоприятной для жизни среде. Разрешение одних только вопросов медицины не решит само по себе вопрос продолжительности жизни. Для того чтобы сохранять работоспособность необходимо чтобы люди могли достойно питаться, и жить в относительно благоприятной экологической среде.
Здесь Б.Дубровскому как новому руководителю региона придется опять же решать вопрос пополнения местного бюджета и пресечению бесконтрольного использования природных ресурсов, влекущих ухудшение жизни простых людей.
Придется наводить порядок
В качестве одного из основных преимуществ региона Б.Дубровский назвал: «- разнообразные природно-климатические ресурсы. Наличие полезных ископаемых, по ряду которых область является уникальной кладовой. Это должно сформировать дополнительный инвестиционный спрос, создать новые продукты и переделы с более высокой добавленной стоимостью.»
Но разнообразие природных богатств региона зачастую играет с ним злую шутку. Так в Златоусте некая фирма уже десять лет занимается непонятной деятельностью прямо в устье реки Салтанки. И хотя по законодательству нашего государства это категорически запрещено никто не смеет даже вслух потребовать прекращения этого варварства. Деятельность компании тоже вполне понятна и высокоприбыльна. При этом зарегистрирована организация традиционно в соседней области. Налогов в бюджет Златоуста не платит. Налогов в бюджет Челябинской области не платит тоже. Хозяева или как сейчас модно говорить бенефициары проживают исключительно за границей, ведя жизнь восточных набобов, купаясь в роскоши. В это время как работники разоренных и неоднократно обанкроченных предприятий не знают на какие средства собрать детей в школу.
Несомненно что такого рода дельцы и фирмы подобные Рико, Остиак-Инвестменс, Логистический центр существуют в любой стране. Но только в Экваториальной Африке они позволяют себе вести себя так как ведут себя нувориши в нашей области. Конечные хозяева этих фирм, принадлежат к так называемому либеральному лагерю, с пренебрежением смотрящему на нужды и чаяния простого трудового народа. Ориентируясь на идеологию Бориса Березовского, и творцов оранжевых революций они пытаются искусственно создавать социальную напряженность. Но это даже не самоцель. Это средство обеспечить сохранение на ключевых постах дружественных им чиновников.
Бытует мнение что если бы только часть тех организаций что занимаются хищнической эксплуатацией ресурсов нашей области, хотя бы те, что на слуху заплатили бы налоги со своих фактических доходов, и частично возместили ущерб нанесенный окружающей среде, то ближайшие 2-3 года бюджет Челябинской области был бы бездефицитным, при сохранении темпов дорожного строительства. Практически очень сложная ситуация с природопользованием, когда засыпаются устья таких рек как Салтанка, и последствия подобного варварства, оказываются тесно связанными с экономическими проблемами области и муниципалитетов.
Формирование дополнительного инвестиционного спроса требует обеспечения функционирования жесткого правового поля. Это такая ситуация, такой режим существования государственного аппарата, когда все решения государственных органов и судов подчиняются только закону.
В Челябинске ходит расхожая шутка о существовании двух Арбитражных судов - одного на площади революции и второго на ул. Коммуна. Малым (или Главным) арбитражным судом привычно называют Центральный районный суд Челябинска. Это связано с ситуацией, когда при рассмотрении уголовных дел по существу нивелируются решения Арбитражного суда. Но начатая в силовых структурах и судах кадровая ревизия дает нам слабую надежду на возможное торжество справедливости…
Как еще одно из преимуществ нашей области Дубровский отметил возможность создания индустрии спорта и отдыха. И действительно, Чебаркуль, Златоуст, Сатка таят в себе немалый потенциал по развитию зимних видов спорта и экологического туризма. А это в свою очередь даст рост налоговых поступлений, высокую занятость населения, рост доходов людей занятых в смежных сферах. Именно поэтому, реализуя новую стратегию социально-экономического развития новой администрации придется неизбежно решать проблемы и экологии в районе реки Салтанка, и реконструкции водозаборов в Златоусте и Миассе. На смену многим нынешним владельцам серых бизнесов должны прийти эффективные собственники, для которых целью работы будет развитие предприятий, формирование качественного соцпакета, развитие территории, где расположено производство, а не покупка за астрономические миллионы очередной модели Мерседеса - Галенвагена.
Среда обитания
Говоря о том, каким он видит развитие медицины и здравоохранения и.о. Губернатора Челябинской области Дубровский довольно четко очертил контуры того, что должно быть создано в области в этом направлении:
«Перспективы регионального здравоохранения: мы их видим прежде всего за счет развития центров ядерной, кардио- и нейромедицины, с формированием системы послеоперационного долечивания и восстановления. Уже начали работать с Росатомом, есть практические результаты. Это серьезный потенциал, который сложно оценить. Почему люди ездят заграницу лечиться? Потому что не верят в нашу медицину, хотя это уже сейчас не так. В чем мы проигрываем - в окончательном восстановлении человека. Проигрываем в среде обитания, человеку должно быть комфортно в период выздоровления. Чтоб вокруг него был не хаос, не визуальная катастрофа, а то, что есть в Европе. Которая, кстати, тоже не является эталоном. Поэтому давайте развивать свое…».
Завершая свое выступление в Законодательном собрании, Борис Дубровский сказал:
«Я уверен, что те события, которые происходят в мире, приведут нас к тому, что будут приниматься решения о каких-то серьезных проектах. Нам надо быть готовыми, что четвертая волна придет к нам. И у нас остается ресурс - наши люди, знания, потенциал человеческий»
Именно готовность области как единого организма принимать те глобальные изменения, которые происходят в стране обеспечить для региона новый рывок в развитии. Утверждая социально-ориентированный подход и.о. Губернатора Дубровский намерен заложить фундамент под то, чтобы грядущие изменения в экономике России повлекли не только бурный промышленный и транспортный рост Южного Урала но сделали неизбежным резкий качественный скачок уровня жизни населения всего региона - областного центра до маленького сельского поселения в Нагайбакском районе.
Признавая главным ресурсом людей, их знания глава региона определяет развитие Челябинской области по пути «молодого тигра», по образу динамичных экономик Японии, Южной Кореи, Сингапура. Тем более что задел у области уже есть. В этом Дубровский убедился при посещении предприятий Красноармейского района, где ему продемонстрировали технологии конкурирующие с ведущими мировыми разработками в области селекции растений.
Серъёзным испытанием в ближайшее время для нового и.о. Губернатора может стать вопрос регулирования тарифов на услуги ЖКХ в области. По мнению многих экспертов и специалистов существующие сегодня тарифы на услуги завышены в среднем на треть. А получающие сверхприбыли поставщики услуг в особенности за тепло за прошедшие несколько лет ничего не сделали для модернизации сетей и снижения затрат на потребление. Снижение нагрузки по коммунальным расходам и повышение доступности к сетевым подключениям также сильно влияют на инвестиционную привлекательность региона. Кроме того в условиях 100 процентов оплаты коммунальных услуг и болезненно прошедшей монетизации льгот это важная составляющая в качестве жизни простых людей. Здесь без массового внедрения новых действительно инновационных технологий по энерго и ресурсосбережению не обойтись.
Фактически Борис Дубровский последовательно реализует заявленный им принцип действия - «Мыслить глобально, действовать локально». Как показывает мировой опыт, этот подход очень часто дает хорошие результаты.
источник:
Челябинск Сегодня