Итак, история десятая :) Вообще, я собиралась писать совершенно про другое, но внезапно наткнулась на эту историю и передумала :))
Мария (Майя) Стара родилась в Вене, в 1915 году, в семье аудитора железнодорожной компании. Через 4 года семья переехала в Чехословакию, в местечко Новый Быджов в районе Градец-Кралове. Воспитанием Марии занимался рано вышедший на пенсию отец - она обучилась верховой езде, игре в теннис, увлекалась танцами, музыкой, изучением языков. Как-то в одном из американских журналов она прочитала историю первой американской стюардессы, медсестры Эллен Черч, и с той поры мечтала только о небе. Несмотря на свои прогрессивные взгляды, отец не разделял восторгов Марии относительно карьеры бортпроводницы и строго-настрого запретил ей посещать аэроклуб в Градец-Кралове.
Мария послушалась и была верна данному обещанию до смерти отца в 1937 году. Весной 37-го года она отправилась в Прагу в Министерство путей сообщения для решения вопроса об отцовской пенсии. Позже она напишет: "Впервые я так далеко от дома и у меня есть возможность действовать самостоятельно, по своей прихоти и фантазии. Это наполнило меня доселе неизвестной эйфорией. В тот день я четко поняла, что свобода выбора - это то, за что стоит бороться и за что стоит страдать. Прогулка неожиданно привела меня в офис Чехословацких государственных авиалиний (CSA). Мой до сих пор замкнутый образ жизни пробудил во мне тягу к приключениям, поэтому я вошла в офис без малейшего колебания, не подозревая, что несколько дней назад компания опубликовала объявление о заманчивой работе и получила уже несколько сотен заявок.".
Тогда авиакомпании переоборудовали новые машины Savoia Marchetti 73 - оснастили кабиной на восемнадцать пассажиров, для которых бортпроводник и должен был сделать путешествие как можно более приятным. От претендентов в первую очередь требовались прекрасные языковые навыки, отличное здоровье и возраст до 25 лет. Тогда в чешском языке еще не существовало названия профессии. Бортпроводников предполагалось называть letoděva, letecká služebnice, blaholetka, poletka, drakmama, letulenka, palubnatka. Самолет по-чешски - letadlo, аэропорт - letiště. Наконец, остановились на более благозвучном - letuška. Рекламная кампания вызвала интерес к неизвестной профессии, но в то же время выяснилось, что люди осуждают профессию стюардессы как причуду женской эмансипации и ненужного подражания зарубежным странам.
Вернувшись домой, в Новый Быджов, Мария спешно составила резюме и отправила заказным письмом вместе с фотографиями в головной офис Чешских Авиалиний. Собеседование вел сам Франтишек Сточес, генеральный директор CSA, на нескольких иностранных языках. За ним последовали медицинские осмотры и испытательный полет в Бухарест, во время которого Мария доказала, что переносит перелеты без каких-либо проблем. 28 июня 1937 года она и две другие девушки были приняты бортпроводниками на испытательный срок. В трудовом договоре, в частности, говорилось, что "испытательный срок составляет 50 000 км по дежурному маршруту, ежемесячная заработная плата составляет 1050 крон, надбавка к полету составляет 0,10 крон за 1 км, при отсутствии полетов бортпроводник будет работать в администрации и вести иностранную корреспонденцию".
2 июля Мария впервые поднялась в небо на линии Прага-Братислава-Клагенфурт-Триест-Венеция, известной как Riviera Express, которая вскоре стала хитовым рейсом авиакомпании. Пассажирам подавали горячий бульон, чай, кофе, бутерброды, десерты, а также пилснер праздрой и шампанское.
Большая часть летного персонала мужского пола не хотела видеть девушек на борту самолета и не видела в бортпроводниках никакого смысла. Однако стюардессы доказали свою нужность в ситуациях, когда пассажиров приходилось успокаивать из-за сильной турбулентности, в которой не было недостатка, поскольку самолеты летали на малых высотах и весьма зигзагообразно между вершинами Альп по пути в Италию. А случай с отказавшими сразу после взлета двигателями и проявленная бортпроводниками выдержка и помощь пассажирам окончательно убедили летные составы в нужности новой профессии.
Уже через год количество рейсов и пассажиров выросло в геометрической прогрессии, а еще через год Чешские авиалинии освоили новые маршруты. Но в 1939 году независимости Чехословакии пришел конец - самолеты в разобранном виде хранились в трамвайном депо в Праге. Многие летчики ушли воевать за границу. Мария же устроилась работать стенотипистом в Министерстве общественных работ. В 1940 году случайная встреча с коллегой - пилотом CSA Радославом Селуцким - приводит ее в ряды Сопротивления. Мария Стара передавала информацию о строительных работах в аэропортах и других военных объектах, кроме того, благодаря знанию языков, она часто присутствует на встречах с представителями западных стран. Как это часто бывает - не обошлось без предательства. В 1941 году всю группу арестовывают. Марию вскоре отпустят (не смогли доказать причастность), чтобы менее чем через год снова арестовать и на этот раз дело принимает куда более серьезный оборот - десятки летчиков казнены, а Мария, проведя год в одиночной камере в дрезденской тюрьме, приговорена к трем с половиной годам лишения свободы за измену родине ("новой родине"). Она провела заключение в женских тюрьмах в Лейпциге, Фрайбурге и Праге. Была освобождена в январе 45-го и вернулась домой, в Новый Быджов, где присоединилась к партизанскому движению, которое позже было названо ее именем.
После окончания войны Мария снова поступила на службу в CSA, ожидая послевоенного воскрешения. Тем временем символическое имя Майя Стара носило также боевое подразделение новобиджовских добровольцев, действовавшее летом 1945 года в предгорьях Фридланта во время жестокого изгнания немцев. Хотя имя Майи появилось в названии только символически, бесчинства, совершенные некоторыми членами группы, стали ассоциироваться с ее личностью.
В декабре 45-го были открыты первые послевоенные курсы бортпроводников, а в мае 1946 года Мария вернулась в небо. Правда ненадолго - в сентябре 46-го она была уволена новым руководством, ее жизнь и работа в военное время были поставлены под сомнение, а уж легкое тюремное заключение и вовсе было отягчающим обстоятельством. Да и летать ей уже разонравилось - изменилась атмосфера в авиакомпаниях, многие коллеги не возвращались из командировок, оставаясь в новых странах на пмж. В конце года Мария впервые оказалась в поле зрения СтБ (госбезопасность, чешское КГБ).
В 1948 году она приняла однозначное решение уехать из Чехословакии. И, хотя она легко могла остаться за границей во время одного из своих перелетов, решила действовать официальным путем - и весной 48-го года она с матерью оказалась в лагере беженцев в Регенсбурге, откуда отправилась в Рим. В 1949 году, поддавшись порыву ностальгии, она приехала в римский аэропорт повидать коллег из CSA. Здесь она и встретила свою любовь - бывшего морского офицера Жоржа Стенье, который представлял бельгийскую авиакомпанию Sabena в Италии. В марте 1949 года она вышла за него замуж, а два года спустя последовала за ним в Брюссель. Мария Стара умерла в 1997 году там же, в Брюсселе. На фото - Мария крайняя слева.