«Блюхер» - новенький с иголочки тяжёлый линейный крейсер, гордость Гитлера (всего таких в 1940 году было у Германии три штуки), отправился 9 апреля 1940 года на вторжение в Норвегию.
Ночью, в тумане, при выключенных огнях три больших корабля («Блюхер» шел во главе) и четыре поменьше вошли в фьорд курсом на Осло.
Модель немецкого крейсера «Блюхер» в музее крепости Оскарборг (Oscarsborg). На заднем плане фото короля Норвегии Хокона и коронпринца Улава.
Потопить фашистский крейсер, да ещё и в самом начале войны - большая удача. (Было выиграно время для того, чтобы правительство, король и наследная пара смогли перебраться в безопасное место.)
Место действия - Осло-фьорд, узкий пролив между городком Дрёбак и островами Kaholmen.
Крепость Оскарборг на южном острове Kaholmen лежит в 5 минутах паромной переправы из городка Дрёбак. Постройка середины 1800-х годов, стоившая в своё время королевству уйму денег. Крепостью гордились и называли её «Северным Гибралтаром».
Возведенная в 1860-х по последнему французскому инженерно - военному слову, а уже через 10 лет устаревшая! Все усилия насмарку, требуется срочная модернизация. Денег в казне, понятное дело уже нет, и модернизация затянулась до 1900 годов.
Противостояние с Швецией в 1905 году, Вторую мировую войну крепость встретила подготовленной, оснащённой хорошей артиллерией от концерна Круппа:
Главная, центральная батарея крепости. На стволе следы последней войны.
Утром в 04:21 часа с орудий главной батареи крепости был открыт огонь по немецкому крейсеру «Блюхер» шедшему во главе флотилии из 7 кораблей.
Было сделано всего два выстрела, которые, к счастью, попали в цель. «Блюхер» загорелся, средняя часть корабля получила значительные повреждения. Бомбы для самолётов, бывшие частью груза, начали взрываться.
Со стороны Дрёбак тоже был открыт огонь. «Блюхер» продолжал двигаться вперед, огрызаясь выстрелами в ответ. Последнее было напрасным: ответный огонь крейсера был малоэффективен, артиллерия была направлена слишком высоко.
Крейсер всё дальше углублялся в пролив, несмотря на сильный пожар.
Поравнявшись со вторым островом, северным Kaholmen, «Блюхера» поджидал сюрприз: торпедная батарея, о которой немцы не знали.
Три торпеды, выпущенные опытной, хорошо натренированной командой, достигли цели: «Блюхер» был взорван и пошёл ко дну вместе с большим числом команды (по некоторым источникам 830 человек погибли).
Увидев как взрывается «Блюхер» остальные шесть кораблей решили, что крейсер подорвался на мине и повернули назад.
Торпеда выставленная в музее крепости:
Мы попытались определить возраст торпеды по плакату, но так и не пришли к однозначному заключению. Для себя сделали маленькое открытие: оказывается торпеды двигаются на топливе и без:
Гитлер был в бешенстве: его лучший корабль, у которого, кстати, это был первый серьёзный рейс, первая военная задача, так бесславно закончил своё существование.
На следующий день фюрер послал самолёты с бомбами в отместку.
Бомбёжка крепости 10 апреля 1940 года. Крепость выстояла. Картина в музее крепости.
Памятная доска с барельефом полковника Биргер Эриксена, под свою ответственность отдавшему приказ об открытии огня по крейсеру «Блюхер»:
Паром ждёт любознательных туристов, время возвращаться домой.
Музей крепости Оскарборг бесплатный, открыт круглый год. Заход туда на 1,5 часа удовлетворил наше любопытство. Некоторые моменты:
Крепость времён конца 1850-х на макете.
Можно попробовать поднять снаряды на лебёдках. Попробовали, сколько не пыхтели, сил не хватило! 🤣
Одна из жилых комнат военных. Послевоенное время. Такие же кровати, шкафы, униформа, вещи, как были у новобранцев в 1970-х годах.
Внутри между стен крепости.
Памятник полковнику Биргер Эриксену и стелла с именами погибших во Вторую Мировую войну.
А теперь вид из отправной точки на пролив Дрёбак ословского фьорда: