Оказывается, что сохранившийся без реконструкций барочный театр, который находится у нас Халдене (единственный во всей Норвегии), разрешается использовать для спектаклей, концертов и семинаров не больше 100 раз в году.
Всё остальное время театр отдыхает.
Старенький он, 1838 года каменной постройки, обшитый снаружи деревянными досками.
Как же так, «барочный театр» и начало 19 века. Все же знают, что барокк как стиль приходится на начало 18 века.
Вот и у меня такой диссонанс сложился. До тех пор, пока не попала в театр на экскурсию. (Таких экскурсий театр проводит всего три за год!)
Кулисы, что изображены на фото, изготовлены в 1998 году и представляют центральную пешеходную улицу Халдена с видом на крепость.
И так, мне стало известно:
1- Ещё в барочное время, когда было сложно с освещением и звуком достаточной мощности, всё представление происходило на краю сцены.
Поэтому большая сцена не требовалась, она была очень маленькая в глубину.
2- Ощущение глубины пространства достигалось кулисами с изображением перспективы.
3- Зрителям сидевших на задних рядах было хорошо видно происходящее действие за счёт того, что сама сцена была с наклоном в 3-4 градуса.
Старая сцена, где пол идёт под наклоном начинается от первых кулис. Её хорошо видно по цвету досок. Раньше зрители сидели намного ближе. В настоящее время первые ряды убрали и пристроили ту часть сцены, которая выделяется новым деревянным полом на фото. Сцена увеличилась в глубину, зал стал меньше.
Когда театральное здание имеет такие вышеперечисленные особенности конструкции как во времена барокко, то театр получает название «барочного театра».
Всякое пышное убранство с зеркалами и обилием золочёных завитков и амуров вообще не имеется ввиду и барочный репертуар тоже не требуется.
Нас провели на сцену. Старый покатый пол весь в люках. Я насчитала их штук с 12 разных размеров.
С 1930 года люки в полу не используются.
Раньше под сценой находились гримёрные. Даже сохранились остатки лестниц под люками.
Мы полюбопытствовали:
Мда, действительно не много интересного, но любопытство удовлетворено 😆😆😆
А где же сейчас находятся гримёрные? За задником сцены три комнаты: одна для сбора актёров и две гримёрные тоже там:
Постояли на сцене, почувствовали мощь современных софитов:
А ведь в 1850-х годах все лампы на балконе и люстра под потолком были газовыми. Они хорошо сохранились с того времени.
Только сейчас плафоны повернуты вниз и светят электрическим светом.
Кресла в зале - точная копия, изготовлены в 2005 году.
Покатый пол сцены необычных ощущений не даёт, но если выкатить какой - нибудь столик на колёсиках, то придётся его догонять 😉.
Под потолком видны три скрученные валиком кулисы, одни из тех раритетных, которые бережно хранятся в театре, но не используются. Всего таких драгоценных кулис из этого театра, а они мирового класса (так сказал гид) - 150 штук. Все они боковые кулисы и хранятся в другом месте.
В театре рабочими сцены в 1850-х годах работали моряки. Моряки как известно коммунизировали друг с другом с помощью свиста.
Но в театре им, беднягам, это делать было строжайше запрещено.
Всего две ложи по краям балкона. Левая ложа предназначена для директоров театра. В 1840-1910 годах их, директоров, было девять одновременно!
Бывшая ложа директоров театра
Раньше театр вмещал 400 человек. Сейчас всего 223 места.
И да, театр не имел раздевалки, зрители проходили в зал одетыми, поскольку в театре было не жарко.
Вход был не стой стороны, что сейчас. Нам специально открыли те самые двери, куда народ заходил и покупал билеты:
Купил билет в этом окошечке и проходи либо в белую дверь в партер (parket), либо поднимаешься по лестнице за окошком кассы на балкон. «Курение табака запрещено.» предупреждают зрителя.
Билетная касса у входа была для состоятельных зрителей, аристократов.
Для бедняков было другое специальное окошко кассы, где они получали билеты на стоячие места.
Главным в театральном представлении были паузы!
Народ приходил (со слов гида) в общем то себя показать и на других посмотреть.
Танцевальная зала, вот что привлекало народ в театр!
Вот она:
Здесь под звуки оркестра кружили пары, делились сплетнями, свершались сделки и знакомства.
В заключение нас провели в буфетную и обратно в фойе театра.
Три увиденные здесь вещи стоит показать:
* Машина для воспроизведения звука ветра:
Проверили, покрутили за ручку - работает! Такой «ветер» загудел 😆
* Чугунные печи - не оригинальные. Их одолжил (!) один из жителей города. Театральные работники очень надеятся, что их не потребуется возвращать. 😉
* Те драгоценные театральные кулисы, что бережно сохраняются, можно увидеть на чёрно-белых фото. Спрашивается, почему не сделать цветные фото и не оформить их в каталог? Желающих купить буклет с историей театра и фото кулис было бы достаточно.
И вообще, то, что здание театра не уничтожили, когда он был в плачевном состоянии (а такие планы были в 1970-80 х годах) не просто чудо.
Во первых, нашёлся человек горевший душой за реставрацию театра, написавший его историю и вдобавок не жалел собственных средств. Его портрет висит в фойе театра:
Видар Пармер - благодаря ему театр сохранился.
И театру помогло то, что у мэра города на то время не было денег, чтобы … срыть театр! 😆
Театральный занавес опущен, до будущих встреч с прекрасным:
P.S. Про спектакль и немного о внутреннем убранстве театра я писала год назад здесь:
https://sve2012.livejournal.com/73733.html