Как американцы в Ирак высаживались

Oct 28, 2016 20:34





Подготовка десантников 173-й воздушно-десантной бригады Армии США к загрузке на борт военно-транспортных самолетов С-17 перед высадкой в северном Ираке, март 2003 г. (фото техника-сержанта ВВС США Стефана Фаулиси)

Еще один самодостаточный комментарий появился к статье «Масштабные воздушно-десантные операции уходят в прошлое». Нельзя было его не перевести. Так как  он описывает некоторые интересные детали воздушно-десантной операции, которую провели американцы в ходе их кампании в Ираке в 2003 году. Чтобы картина выглядела более целостно, добавила некоторые найденные подробности из других источников. Подготовлено специально для Сообщества военных блогеров.
Комментарий относится и к основной статье, и к сообщению, оставленному читателем James K. Greer.

Jose Pereira
Я тогда служил в 10-й воздушно-десантной группе сил специальных операций и в оперативной группе «Викинг» (CJSOTF-North - Сводная объединенная оперативная группа сил специальных операций Север, сформированная из различных подразделений Армии США, Корпуса морской пехоты и курдских отрядов пешмерга, ответственная за северное направления в ходе иракской кампании в 2003 году, прим. переводчика).

10-я группа не десантировалась, наш самолет произвел посадку. Лично я приземлился на МС-30 в Эрбиле в 0 часов 30 минут по местному времени.

Когда стало ясно, что 4-й пехотной дивизии не позволят пройти через Турцию, то было решено задействовать 173-ю воздушно-десантную бригадную тактическую группу, так как у них были роты быстрого реагирования с тяжелой и средней броней (танки «Абрамс» M1A1 и БМП «Брэдли»), что нам и было нужно.

Я и еще один джентльмен инструктировали их командование, чтобы ввести в обстановку. Они никак не могли осознать, что у нас на земле уже развернут контингент численностью примерно в 2700 человек. Они были настроены на операцию масштаба «Ди-Дэй» (D-Day, так иногда называют высадку в Нормандии союзников в 1944 году, прим. переводчика).


Подготовка к операции на базе Авиано в Италии (фото Шона Ла-Фриньера)

Мы им объясняли, что нет необходимости десантироваться с парашютами, что у нас в распоряжении 3 аэродрома, способных принять транспортники С-17 и защищенных от огня ПВО и стрелкового оружия, но они не слушали.

Плюс, еще они хотели эти звездочки на крылья своих значков (традиция у американских десантников прикреплять звезду на крылья нагрудных знаков парашютиста за каждый боевой прыжок, прим. переводчика) и еще предъявить миру первое после Второй мировой массовое десантирование в боевых условиях.


На борту самолета С-17 во время полета в Ирак

Они выбрали для этого самый северный аэродром (рядом с турецкой границей), который был более чем в 100 км от ближайших иракских войсковых соединений.


Маршрут переброски 173-й воздушно-десантной бригадной тактической группы в Ирак

Но даже после десантирования более 900 парашютистов и разгрузки уже на земле тяжелой техники, они оставались рядом с границей более недели вместо того, чтобы выдвинуться в Эрбиль, где они были нужны нам. Их командующий был большим противником всякого риска. В общем, суть в том, что не было необходимости для массового десантирования, и не было равного противника.

___________________
Еще можно дополнить этот короткий, но емкий рассказ тем, что прыгали десантники 173-й бригадной тактической группы с высоты примерно 300 м. Для доставки в район высадки использовалось 17 транспортников С-17. В зону протяженностью 9 км за 58 секунд успели десантироваться 964 парашютиста. 32 человека высадиться не успели (их потом доставили посадочным способом). 19 парашютистов неудачно приземлились, получив переломы, 4 из них с тяжелыми травмами были эвакуированы назад на базу в Италии.

Погода до и во время прыжка была сырая. Приземлившись, десантники увязли в грязи и выбирались из нее все ночь, только через 15 часов после прыжка полностью заняли аэродром.


  Десантник 173-й бригады в северном Ираке, только выбравшийся из грязи

Вся техника (381 ед.) и оставшийся личный состав (еще 1200 человек) были доставлены в течение следующих 3 дней и разгружены посадочным способом. Высаживались американские парашютисты не на вражескую территорию, а все-таки к союзникам. Никто по ним не стрелял. Наоборот, курды их отпаивали, отогревали. Но прыжок засчитан как боевой.

То, что 173-я тактическая группа больше недели сидела в аэропорту, отчасти подтверждают данные книги, подробно описывающей операцию «Свобода Ирака» «On Point: the United States Army in Operation Iraqi Freedom». Там говорится, что 173-я бригада десантировалась 26 марта 2003 года, к 29 марта достигла боеготовности и до вступления в Киркук 10 апреля не участвовала ни в каких серьезных боевых действиях. К тому времени все основные битвы уже завершились.

А вот в английской версии «Википедии», ссылаясь на эту же книгу, данные несколько искажают, заявляя, что 173-я бригадная группа выдвинулась из аэропорта уже на 4 день после десантирования и активно участвовала в боях с 30 марта. Это, мягко говоря, не так. В основном действовала северная группа сил специальных операций совместно с курдами. А десантники 173-й бригады охраняли конвои с топливом и отвлекали иракские войска своим присутствием. В битве за Киркук они поддерживали пешмергу только артиллерийским и минометным огнем.

Понятно, конечно, что сделано все было с минимальным риском, а тяга к различным звездочкам проявляется особенно сильно, когда знаешь, что противник не сможет оказать серьезного сопротивления. Но все же на них смотрели и союзники, и потенциальные противники, да и коллеги тоже, и это вроде бы серьезная мотивация, чтобы хорошо выступить в показательной операции по десантированию. Ну, выступили, как смогли.

Все это не к вопросу об эффективности воздушно-десантных войск вообще. Просто реальный опыт, полученный в ходе реальной (со всеми условностями) операции реальными американскими десантниками.



Десантирование во время учений в 2015 году (фото Мэтью Хьюлита)

США, инопресса, Ирак, ВДВ

Previous post Next post
Up