С событиями на сирийских фронтах, а так же более детально с фронтом в Алеппо мы уже разобрались. Теперь необходимо уделить внимание и взорвавшемуся в СМИ (особенно в американских) штурму Мосула.
Мосул - второй по численности населения город в Ираке (около 1,5 млн. человек), после Багдада. Город уже несколько лет под ИГИЛ и является столицей иракских террористов. Город на протяжении всего этого времени хорошо укреплялся. И теперь речь идёт о том, что международная коалиция будет его штурмовать.
Иракские силы безопасности будут готовы начать операцию по освобождению города Мосул в начале октября, заявил генерал армии США 21 сентября, сообщает France Press.
«Мы считаем, что иракцы будут располагать подготовленным, вооруженным и оснащенным всем необходимым военным контингентом для проведения операции в Мосуле к началу октября», - заявил председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джо Данфорд. Ожидается, что курдские пешмерга также примут участие в операции по освобождению Мосула.
Напомним, иракская армия продвигалась на север страны, постепенно отвоевывая районы, подконтрольные «Исламскому Государству» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), в течение почти двух лет, начиная с июня 2014 года. По оценкам ООН, в городе могут находится до миллиона мирных жителей, которые стали заложниками боевиков. По оценкам Пентагона, в городе Мосул находятся от 3 до 4,5 тыс. боевиков «Исламского Государства»
Операция по освобождению Мосула от террористов подготовлена, заявил премьер Курдской администрации Ирака Нечирван Барзани 9 октября 2016 года, передает ТАСС.
Барзани заявил, что все подготовительные меры как регионального, так и международного характера по подготовке к очистке Мосула от боевиков ИГ (запрещенная в России террористическая организация) выполнены. Вместе с тем политик подчеркнул, что только отвоевание Мосула силами коалиции не решит проблемы, если не будет тщательно проработан вопрос дальнейшего управления в регионе с учетом этнических и религиозных особенностей. В частности Барзани говорит о необходимости участия в управлении всех религиозных и этнических общин города.
Ополчение иракских шиитов будет участвовать в освобождении Мосула от террористов Исламского государства (запрещена в России), заявил пресс-атташе ополчения Юсеф аль-Килаби 12 октября агентству Sputnik, сообщает РИА Новости. По словам аль-Килаби, решение об участии шиитских добровольцев в боях за освобождение Мосула принял главнокомандующий иракских объединенных сил Хайдер аль-Абади и это решение “окончательное и бесповоротное”. Однако, Хасан аль-Илаф, вице губернатор провинции Найнава, сообщил агентству о том, что, по его сведениям, шиитское и суннитское ополчение - не будут привлекать к боевым действиям, в которых будут участвовать 50 тысяч бойцов федеральной полиции и армии. И что все логистические моменты улажены и операция стартует "в ближайшее время”. Подготовка операции проводится совместно с силами коалиции государств под командованием США. [пн, 17 окт 2016 - 09:17 - Иракские войска идут в наступление на Мосул]
О начале операции по освобождению Мосула от боевиков “Исламского Государства” (запрещенного в РФ) объявил Главком Вооруженных Сил Ирака Хейдар аль-Абади 17 октября. Об этом сообщил иракский телеканал “Ас-сумария”.
Наступление на второй по величине город Ирака будет осуществляться силами иракских сухопутных войск и полиции. Поддерживать наступление будут курдские военизированные отряды "пешмерга", шиитское ополчение "Аль-Хашд аш-Шааби", ополчение местных суннитских племен. Прикрытие наступления с воздуха обеспечат ВВС США. Общая численность наступающих на неформальную столицу ИГ в Ираке составит 60 тыс. человек.
На территории Ирака находятся также и турецкие военные, которые не будут задействованы в наступлении на Мосул. Ранее президент Турции Р.Эрдоган заявлял, что иракские войска не справятся с ИГ в одиночку, тем самым оправдывая незаконный ввод турецких войск на территорию Ирака.
Атаками террористов-смертников ответило ИГ («Исламское государство» - запрещённая в России террористическая организация) на начавшуюся операцию по освобождению иракского города Мосула. 18 октября об этом сообщает «Российская газета».
17 октября силы иракской коалиции, включающие 54 тысячи сотрудников госбезопасности, 40 тысяч курдов из формирований пешмерга, начали наступление на Мосул. Наступление иракской армии и отрядов пешмерга поддерживается авиацией международной коалиции, возглавляемой США. По разным оценкам, в Мосуле находится от 5 до 7 тысяч боевиков. Исламисты ИГ, удерживающие город в течении двух лет, показали, что не намерены сдавать его. В ходе боёв в окрестностях города ИГ использует автомобили, начинённые взрывчаткой и управляемые террористами-смертниками. Накануне, в понедельник, одна из таких атак унесла жизни 70 иракских военных. В настоящее время продолжается зачистка пригородных деревень. Глава международной антитеррористической коалиции, действующей в Ираке, генерал-майор армии США Гэри Волески заявил, что бои за Мосул могут продлиться месяцы.
В город Хемданийе, который находится в 10 километрах на юго-востоке от Мосула, зашли военнослужащие Ирака. Об этом сообщает 18 октября, ссылаясь на информацию корреспондента, находящегося в непосредственной близости от происходящих событий, агентство Anadolu.
Иракские ВС зашли в город со стороны района Гувер. Между силами иракских ВС и террористами ИГИЛ (организация запрещена в России) сейчас продолжается бой. Над Хемданийе наблюдаются клубы дыма.
Крупнейшая шиитская военная группировка Ирака переходит в наступление, вопреки запретам США, сообщило 19 октября американское издание Breitbart News.
Несмотря на то, что США категорически возражают против участия шиитов в военных действиях, ведущихся в районе Мосула под эгидой сил коалиции, шиитские «Силы народной самообороны» (СНС) намерены самостоятельно захватить город Таль-Афар. Такое решение приняли командиры шиитских отрядов, входящих в СНМ. Они заявили, что для участие в боях им не нужно чье бы то ни было одобрение.
СНС - одно из самых многочисленных и боеспособных военных формирований в Ираке, объединяющее в своих рядах представителей разных конфессий. Утверждается, что обучение и руководство деятельностью шиитских отрядов СНС осуществляет иранский Корпус стражей исламской революции.
Лидеры джихадистов покинули Мосул, сообщил американский генерал Гари Волески вчера, 19 октября, информационному агентству Франс-Пресс.
На третий день объявленного наступления на Мосул, последний бастион ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России) в Ираке, проводимого армией Ирака с поддержкой американской коалиции, по словам генерала армии США Гари Волески: «Руководители ИГИЛ покинули Мосул... город остались защищать иностранные джихадисты».
По словам информационного агентства, наступление на подступах Мосула идет очень быстро, но сам город, в котором находится от 3000 до 4500 боевиков, еще далеко. Правителство Ирака заявило, что бои могут продолжаться в течение нескольких месяцев.
В городе находится около миллиона мирных жителей, теперь они живут в ритме бомбардировок коалиции. (...)
С каждым днем все труднее выбраться из города. По информации Франс-Пресс, только нескольким десяткам людей удалось покинуть Мосул. Огромное количество беженцев идет не из города, а из пригородов, которые регулярно подвергаются бомбардировкам. Люди стараются разместиться в более безопасных местах, в том числе и на территории Сирии (...).
Напомним, что представитель Управления верховного комиссара ООН по делам иракских беженцев Бруно Геддо еще до начала штурма заявлял, что мосульская операция может стать одной из самых серьезных «рукотворных катастроф». Сотни тысяч беженцев, нуждающихся в питании и крыше над головой буквально предоставлены сами себе. Существующие лагеря беженцев не могут вместить всех желающих. Кроме того, в Российском генштабе появились данные о намерениях США и Ирака переправить несколько тысяч боевиков ИГИЛ из Ирака в Сирию, где они смогут включиться в борьбу против сирийского государства. МИД РФ уже выразил предупреждение.по поводу недопустимости таких действий.
Вот такая картина. И это лишь выдержка из всего перечня заявлений и репортажей. И все они заточены вполне определённым образом. В них во всех речь идёт сначала о подготовке к штурму. Армия Ирака присоединилась, пешмерга присоединилась, США присоединились, одни, другие, третьи... Создана картина дружного альянса против настоящих террористов, а не против повстанцев, которых бомбит Россия. Затем идёт целый перечень репортажей об успехах альянса. Здесь захватили деревню, здесь продвинулись, здесь разбомбили 200 кв. км. пригорода... И не важно, что деревню захватили без сопротивления, двигались вдоль трассы, а бомбили пустыню. Бородатый иракский военный показывает ушиб колена, полученный при героическом десантировании из грузовика, старушка рассказывает, как в ходе боёв ей коалиция отвоевала козу и т.д. И, наконец, стадия панического бегства ИГИЛ. Ну а как? Если идёт такая победоносная военная машина, то какой смысл сопротивляться?
Здесь возникает справедливый вопрос: "А был ли мальчик?" Если "мальчик был", то он никуда не уйдёт. Это значит, что рано или поздно весь информационный пузырь вокруг Мосула лопнет. Окажется, что нет ни коалиции, ни мало-мальски значимых успехов. А есть только тысячи мирных жителей, сожжённых американскими зажигательными снарядами, захваченная пустыня, руины пригородов и миллион беженцев. "Пузырь" надули огромный. Под захват Мосула сделаны огромные ставки действующей американской администрации. Если "пузырь" продержится до выборов, то этот козырь будет передан Клинтон для окончательной победы над Трампом. Если же "пузырь" лопнет раньше, то это обернётся катастрофой для демократов (Обама уже никому не интересен. На него попытаются свесить всех собак). Тогда Трамп получает все шансы на победу. Может ли администрация пойти на такой риск, заранее объявляя успешным штурм хорошо укреплённого города? Если же "мальчика не было", то американская военная машина "героически захватит" пустой город. И тогда "пузырь" не лопнет, а окаменеет десятком тысяч медалей за доблесть и "пурпурными сердцами" за каждую полученную царапину. Пресса будет выть от восторга, перебирая по крупинкам героизм "иракских воинов демократии", победивших многотысячную армию боевиков.
Побочными вопросами является положение беженцев и реальное дислоцирование боевиков. Под штурм Мосула у ООН были взяты деньги на строительство лагеря для 700 тыс. беженцев. Для этого и был нужен вой о крупнейшей гуманитарной катастрофе в Мосуле. Позже выяснилось, что денег не хватает, и что лагеря будут примерно вдвое меньшей вместимости. А сейчас оказалось, что поставлены палатки, обтянутые сеткой-рабицей, куда американцы ногами запихивают максимум 60 тыс. человек, согнанных из пригородов. А деньги где? О дислоцировании боевиков очень правдоподобную версию выдвинул глава МИД РФ Сергей Лавров, сказав, что боевики, дислоцированные в Мосуле, получили уже с десяток сигналов от коалиции, настойчиво рекомендующих Мосул покинуть и направиться в Алеппо.
И вот тут мы подходим к ответу на поставленный в прошлой публикации вопрос: "Почему генштаб РФ идёт на беспрецедентные уступки в вопросе организации гуманитарных коридоров в Алеппо? Почему генштаб позволяет этому западному контингенту Алеппо покинуть?"
На мой взгляд, какой-то контингент ИГИЛ в Мосуле есть. Это уже не те армии, которые Мосул брали, но они есть. И если они там останутся, то город коалиция не возьмёт никогда. Аппарат США всеми силами пытается боевиков вывести. Для этого намеренно не сделано полное окружение Мосула - оставлен очень широкий северо-западный коридор, ведущий в Сирию. На границе уже выставлены ополченцы с хорошо укомплектованными оружием и техникой базами хранения. Сделано приглашение: "Выходите из Мосула. Идите в Сирию. Перебейте жертвенных овец, забирайте их танки и дуйте в Алеппо, пока не поздно!" Идти там не далеко. За ночь можно всё сделать и уже прикрытой перемирием и "гарантиями" вооружённой колонной идти на Алеппо. И ИГИЛ, судя по победоносным высказываниям американских генералов, рекомендацию приняли.
Зная о том, что ИГИЛ рекомендацию принял и готов рвануть в Алеппо, наш генералитет делает финт ушами и на опережение объявляет прекращение огня в Алеппо. В Алеппо для боевиков дело швах. Им надо оттуда уходить самим и надо спрятать американцев. Они уже не могут не уйти, хотя бы частично. А если уйдут хотя бы американцы с охраной, то зачистить город окончательно станет уже совсем не сложно. И будет это сделано до американских выборов. И до взятия Мосула. И куда пойдут потом боевики Мосула? Куда пойдут колонны из Алеппо? И что мешает по окончании перемирия размолотить эти колонны на подступах к сирийской Ракке?
Так что, сейчас главный вопрос состоит в том, насколько большой контингент будет сопровождать американских засланцев из Алеппо и насколько долго США будут договариваться с боевиками в Мосуле.