Запуск небольшого БЛА RQ-11 Raven (фото сержанта 1-го класса Армии США Майкла Гилори)
Автор статьи освещает реакцию и ответные шаги американских военных на эффективность российских тактических беспилотников. Перевод подготовлен специально для
Сообщества военных блогеров.
28.09.2016
После того, как американские военные узрели доминирование российских БЛА в небе восточной Украины, руководство сухопутных сил США проявляет повышенный интерес к новым технологиям подавления БЛА, а также к новым семействам дронов.
На полях сражений в восточной Украине поддерживаемые Россией пехотные и артиллерийские подразделения использовали более 16 видов дронов для сверхбыстрого (в течение нескольких минут) выявления позиций противника и корректировки огня. Это, по словам генерал-лейтенанта Х.Р. Мак-Мастера, управляющего Центром интеграции возможностей Армии США, является поводом для беспокойства.
Во время выставки оборудования в Академии МЧС России в Химках премьер-министр Владимир Путин (дело было в ноябре 2010 года, прим. переводчика) испытывает специальные электронные очки, позволяющие видеть изображение, получаемое с беспилотного летательного аппарата (БЛА). (фото Алексея Никольского)
«Русские установили воздушное превосходство над Украиной с земли», - заявил генерал Мак-Мастер прессе 28 сентября и попутно выявил проблему борьбы с дронами, характерную для собственной армии.
Однако его ведомство, недавно завершившее продолжительное исследование тактики российских ВС, не сидит на месте. Менее чем год назад на армейской базе Форт Стил (шт. Оклахома) начали серию испытаний прототипов и технологий, позволяющих солдатам вести эффективную борьбу с дронами с неограниченным боезапасом (по материалам в ссылке, это лазеры и «снаряды, разгоняемые электричеством», прим. переводчика).
По заявлению генерала Мак-Мастера, «выяснилось, что Армия может по-другому задействовать уже существующие технологии». Для борьбы с «небольшими, низколетящими, низкоскоростными» дронами Армия рассматривает программно-управляемые радиолокаторы, боевые системы на принципах направленной энергии и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) нового поколения. Требуется только поставить их на имеющиеся транспортные средства и интегрировать их в уже существующую организационную структуру.
В октябре в ходе военных учений Army Warfighting Assessment на базе Форт Блис продолжится выработка стратегии по борьбе с малыми БЛА. По словам ген. Мак-Мастера, теперь развертывание и обкатка в войсках средств и методов борьбы с дронами пойдет «очень быстро».
В ближайшее время Армия опубликует документ, содержащий всеобъемлющую стратегию борьбы с БЛА, где будет изложен весь полученный опыт и планирующиеся шаги по решению проблемы БЛА.
Но подавление дронов противника это только часть большой стратегии по завоеванию превосходства на поле боя завтрашнего дня. Армия США также намерена усиливать атаку своими собственными минидронами.
«Это большое направление деятельности. Мы рассматриваем все возможные семейства БЛА, начиная с уровня отделений и боевых расчетов. Наш приоритет это создание такой системы, где уровень боевых расчетов будет находиться в основании», - говорит ген. Мак-Мастер, - «Нам необходимо определенное число платформ для развертывания. Нам интересны дроны с вертикальным и катапультным взлетом». А также дроны, способные выполнять автономный полет (без удаленного пилотирования, прим. переводчика), и устойчивые к комплексным электромагнитным воздействиям. Армии нужны дроны, «которые можно запускать с небольших транспортных средств и использовать в режиме зависания. Сейчас наши специалисты работают над такими системами».
Некоторые результаты изысканий по данному типу БЛА мы уже можем видеть, например, автономный тактический дрон (по другим данным, нуждается в управлении оператора, прим. переводчика) массой 18 грамм PD-100 Black Hornet («Черный шершень») производства компании Prox Dynamics, который Армия США срочно закупила для подразделений специального назначения и морпехов (согласно другой статье этого же автора, данный дрон американским коммандос не понравился, они провели испытания и вернули все образцы производителю, а стоит он 40 тыс. долларов за ед., прим. переводчика).
Минидрон PD-100 Black Hornet
Согласно бюджетному запросу 2016 года на финансирование «Фонда быстрого развития инноваций» министерства обороны США, объявлен конкурс на создание «специальной высокопродуктивной системы обеспечения выполнения боевых задач, основанной на применении групп БЛА». Система должна создаваться на принципах открытой архитектуры, быть модульной и способной обрабатывать «разнородные данные наблюдения и разведки, поступающие от нескольких источников», оперировать в условиях отсутствия точных координат и привязки по времени, в условиях радиоэлектронного противодействия и обеспечивать связь, рассылая информацию оперативной обстановки».
Сейчас это звучит фантастически, а через пару десятилетий такие системы будут считаться примитивом, если верить еще не законченной, но уже представленной прессе Стратегии развития робототехники и автономных систем Армии США. В документе описано, как Армия будет использовать дроны в ближайшей перспективе (2016-2020 гг.), в среднесрочной перспективе (2020-2030 гг.) и в долгосрочной перспективе (2030-2040 гг.).
Слайд из презентации Стратегии развития робототехники и автономных систем Армии США
В ближайшей перспективе ручные дроны, такие как Black Hornet, будут обеспечивать разведданными сухопутные войска. После 2020 года подобные задачи будут выполнять небольшие группировки БЛА. «Для повышения ситуационной информированности планируется заблаговременно развертывать группировки, состоящие из множества небольших роботов, до начала маневров войск в районе ведения боевых действий». «Варианты доставки до места действия могут включать использование обыкновенных транспортных контейнеров или специальных платформ, с которых будут запускаться и поддерживаться небольшие БЛА или другие роботизированные системы. Такие дроны будут полностью автономными, саморазвертывающимися, быстро реагирующими системами.
В документе есть концептуальное изображение «действующих самостоятельно в городской застройке в тесном соприкосновении с противником отделений и взводов, оснащенных перспективными автономными роботизированными системами образца 2025 года». Таким образом, будет меньше необходимость создавать войсковые соединения, учитывающие традиционное соотношение сторон нападения и защиты 6:1, которое характерно для ведения боевых действий обычным оружием в районах городской застройки». Кроме того, «разведывательные БЛА будут работать во взаимодействии с наземными роботизированными системами для обеспечения наилучшей ситуационной информированности для командиров подразделений с тем, чтобы они могли выбирать лучшие решения согласно обстановке».
Слайд из презентации Стратегии
После 2030 года прогнозируется, что бойцы получат возможность управлять дронами и получать с них данные через интерфейсы боевой экипировки, которой позавидовал бы даже Тони Старк (герой фантастического к/ф «Железный человек», прим. переводчика). В нее будут встроены «комбинированные дисплеи, на которых отображаются все данные оперативной обстановки, обновляются разведданные, кроме того экипировка интегрирована со средствами ведения огня прямой и непрямой наводкой». Другими словами, можно будет вести огонь на поражение, просто отдавая голосовые команды.
В проекте стратегии также говорится о появлении к 30-м годам полностью автономных наземных роботизированных боевых систем. Нигде не упоминается о том, что эти системы будут вооружаться летальным оружием, однако в документе приводятся концептуальные изображения «беспилотных боевых машин с перспективным боевым снаряжением», напоминающим крупнокалиберные орудия. Есть противоречивые сведения (автор ссылается на расследование Bellingcat, в котором сами эксперты сильно сомневаются в достоверности таких данных, прим. переводчика) о том, что Россия уже развернула боевые наземные роботы в Сирии или, по крайней мере, собирается это сделать.
Слайд из презентации Стратегии
Генерал Мак-Мастер заявляет, что он бы рассмотрел возможность вооружения будущих дронов, предназначенных для работы бок о бок с людьми, но стоит отметить огромную разницу между этими дронами и теми, которые США используют сегодня для нанесения высокоточных ударов или теми разведывательными БЛА, которые сейчас летают в небе Украины.
«Я вижу возможность вооружить их», - сказал генерал, - «Это одна из причин, почему нам нужны системы на принципах открытой архитектуры».
______________________
Статья на Defense One редактора по технологиям и науке Патрика Такера.
______________________
Не будем комментировать их фантазии о костюмах Тони Старка к 30-м годам и страшные сказки про полностью автономных роботов. А относительно их решений сегодняшнего дня можно сказать так. Мы учимся у американцев только плохому, а они учатся у нас. И стараются перенять наше умение быстро находить простые решения в условиях новых вызовов, что пример с небольшими тактическими БЛА ярко демонстрирует. И еще - после 25 лет почивания на лаврах и парения в облаках американцы вдруг почувствовали себя в роли догоняющих. Это немного охладило их и заставило более трезво оценивать себя и других. Однако на их политику все равно повлияло мало. Мир продолжает скатываться во все большую напряженность. И даже если случится технологический прорыв, и на поле боя выйдут роботы, это только еще больше дегуманизирует войну.