Ход сражения.
Адмиралом Рожественским не было разработано плана боя, лишь несколько общих инструкций, предписывавших избегать сражения и следовать во Владивосток. Данных о противнике не было. Попыток заглушить радиосвязь японских кораблей не предпринималось. Русские корабли шли в походном порядке тремя кильватерными колоннами, на малой скорости в 9 узлов, при том, что без транспортов могли бы развить скорость до 13-14 узлов, проскочив Цусимский пролив значительно быстрее. В случае боя предстояло прорываться в боевом порядке единой кильватерной колонной.
Адмирал Того предполагал связать русскую колонну малыми отрядами быстроходных крейсеров, имеющих преимущество в скорости - 16 узлов, которым предписывалось вести огонь главным калибром с дальних дистанций, не приближаясь к русским, чтобы избежать орудий среднего калибра. Ещё одним новшеством был сосредоточенный огонь - один малый отряд должен был стрелять по одному кораблю, головному или замыкающему, чтобы смешать строй русских кораблей, рассеять и перебить по одиночке.
С такими установками и началось сражение.
В ночь на 14 (27) мая 1905 г. русская эскадра подходила к Цусимскому проливу. Она двигалась 5-узловой скоростью тремя колоннами, соблюдая светомаскировку. Впереди в строю клина шёл разведывательный отряд. Главные силы шли в двух кильватерных колоннах: слева 3-й броненосный отряд и в кильватер ему отряд крейсеров, справа - 1-й и 2-й броненосные отряды.
04 ч. 45 мин. Адмирал Того, находящийся на борту IJN Mikasa, получает радиограмму от разведчика вспомогательного крейсера IJN Shinano Maru, содержащую информацию о местонахождении и примерном курсе русской эскадры.
06 ч. 15 мин. Адмирал Того во главе Объединённого флота выходит из Мозампо на встречу эскадре З. П. Рожественского, вошедшей в восточную часть Цусимского пролива.
07 ч. 14 мин. Русская эскадра замечает японский крейсер 3 класса IJN Izumi. Становится понятно, что русское соединение обнаружено, но Рожественский не отменяет своего приказа и сохраняет радиомолчание.
Японский крейсер 3 класса IJN Izumi
ок. 11 ч. К русской эскадре, выполнявшей перестроение в боевой порядок, с левого борта на 40 кб приблизился отряд японских крейсеров (IJN Kasagi, IJN Chitose, IJN Otowa, IJN Niitaka), были обстреляны «Ослябей», «Князем Суворовым» и броненосцами III отряда и поспешно отошли. По приказу Рожественского «не бросать снарядов» безрезультатная стрельба была прекращена.
12 ч. 00 мин. - 12 ч. 20 мин. 2-я ТОЭ меняет свой курс на Владивосток и сохраняет 9-узловую скорость. Японские крейсера-разведчики вновь обнаружены, что заставляет Рожественского отменить начатый манёвр построения фронта из 12 броненосцев.
13 ч. 15 мин. «Сисой Великий» сигналом докладывает об обнаружении главных сил японского флота, пересекающих курс эскадры справа налево.
13 ч. 40 мин. Японские корабли пересекли курс русской эскадры и начали разворот на параллельный ей курс, чтобы не расходиться контркурсами (и избежать кратковременного боя).
Дневной бой 14 (27) мая
13 ч. 49 мин. «Князь Суворов» сделал первые выстрелы по IJN Mikasa с дистанции 32 кб. За ним по японскому флагману открыли огонь «Александр III», «Бородино», «Орёл», «Ослябя», возможно, «Наварин». "Сисой Великий" и все три броненосца береговой обороны ведут стрельбу по «Ниссину» и «Касуге», спустя 5-10 мин. открыли огонь и «Николай I» и «Адмирал Нахимов».
13 ч. 51 мин. Первый выстрел с IJN Mikasa, после чего стрельбу начинают остальные японские корабли: IJN Mikasa, IJN Asahi, IJN Azuma - по «Суворову»; IJN Fuji, IJN Shikishima и большинство броненосных крейсеров - по «Ослябе»; IJN Iwate и IJN Asama - по «Николаю I».
Таким образом единственный раз за весь бой русские корабли захватывают инициативу...чтобы сразу её потерять.
Алексей Новиков-Прибой, баталёр на «Орле»:
«Казалось, Рожественскому единственный раз улыбнулась судьба. Представилась возможность хоть от отчасти смыть свои позорные ошибки. Мы не умели стрелять с дальней дистанции, как это неоднократно подтверждалось практическими опытами. Передние суда противника находились от нас в тридцати двух кабельтовых, что было для нас тоже слишком далеко. Но японская эскадра описывала петлю в течении пятнадцати минут. За это время наши четыре лучших броненосца и «Ослябя» из второго отряда, если бы со всей стремительностью ринулись строем фронта на голову противника, успели бы приблизиться к нему почти вплотную, как говорится, на пистолетный выстрел. В каком чрезвычайно скверном положении оказался бы адмирал Того! Раз начатый им маневр не мог быть завершен, пока не был бы доведен до конца. В противном случае, его эскадра сбилась бы в кучу. При этом его кораблям, находившимся на задней линии петли, нельзя было бы стрелять через переднюю. На наших же четырех броненосцах башенная артиллерия была расположена так, что давала возможность развить сильный носовой огонь. Тут то бы и сказалась разрушительная мощь наших бронебойных снарядов.
Короче говоря, если уж мы пустились в авантюру, идя с негодными средствами завоевывать Японское море, то нужно было бы применить в отношении противника и соответствующую тактику и , нарушая всякие правила, устроить бой в виде свалки.
Но этого не случилось».
ок. 14 ч. Флагман Того IJN Mikasa выходит из-под огня «Бородино», «Орла» и «Ослябя», получив за первые 17 мин. боя 19 попаданий (из них пять - 12-дюймовыми снарядами). С 14 ч. по нему вели огонь не более двенадцати крупнокалиберных орудий. Несмотря на затопление угольной ямы в результате пробития каземата №1, вывести корабль из строя не удалось.
14 ч. 09 мин. В результате артиллерийской стрельбы русских серьёзно пострадал лишь IJN Asama, который на 40 мин. вышел из боя.
IJN Asama
Вот здесь и проявилось техническое превосходство японцев даже на уровне артиллерийских снарядов. В снарядах русских кораблей доля взрывчатого вещества была уменьшена ради уменьшения веса и прироста начальной скорости снаряда, чтобы увеличить пробитие брони. Этого удалось добиться, но снаряды либо не взрывались внутри, либо наносили незначительные повреждения, которые японцы быстро исправляли. Вдобавок, подвёл материал взрывчатки - пироксилин отсырел, и качество взрывателей оставляло желать лучшего. Японские же снаряды были начинены взрывчаткой повышенного могущества, из-за чего наносили страшные разрушения фугасным воздействием. Бронепояса же русских кораблей частенько, как у броненосцев "Ослябя" и "Бородино" были ниже ватерлинии из-за тяжёлой загрузки припасами, поэтому надстройки русских кораблей стремительно разрушались, личный состав нёс ощутимые потери.
ок. 14 ч. 25 мин. «Ослябя», с первых минут боя получивший серьёзные повреждения (уничтожена носовая башня, оторвалась 178-мм бронеплита главного пояса, в носовой части левого борта по ватерлинии образовалась пробоина, вызвавшая затопление), и объятый пожарами «Князь Суворов» вышли из строя. Это привело к потере боевого управления главными силами эскадры.
14 ч. 48 мин. Японские корабли поворотом «все вдруг» перестроились и начали обстреливать «Бородино».
Сработала японская система управления огнём - всю мощь орудий перенесли на следующий головной корабль.
ок. 14 ч. 50 мин. «Ослябя» перевернулся и начал уходить под воду.
Броненосец "Ослябя"
15 ч. 00 мин. «Сисой Великий» и «Наварин» получили пробоины вблизи ватерлинии, на последнем корабле смертельно ранен командир.
15 ч. 40 мин. Начало боя между русскими силами во главе с «Бородино» и японцами на дистанциях 30-35 кб, длившийся около 35 мин. В результате все башни «Князя Суворова» выведены из строя, тяжёлое ранение получил командир «Бородино», на «Сисое Великом» начался пожар, из-за чего корабль временно вышел из строя. «Александр III» получил тяжёлые повреждения. От стрельбы русских кораблей тяжёлые повреждения получили IJN Mikasa и IJN Nisshin.
17 ч. 30 мин. Миноносцем «Буйный» сняты с полностью вышедшего из строя «Суворова» оставшиеся в живых офицеры штаба и раненый в голову адмирал З. П. Рожественский.
17 ч. 40 мин. Русская эскадра во главе с «Бородино» была обстреляна нагнавшим её отрядом адмирала Того, что привело к растягиванию строя русских и отставанию от колонны «Александра III».
18 ч. 50 мин. «Александр III», будучи обстрелянным крейсерами Х. Камимуры с дистанции около 45 кб, потерял остойчивость, перевернулся на правый борт и вскоре затонул.
19 ч. 00 мин. Раненый Рожественский формально передал командование эскадрой Н. И. Небогатову с приказанием идти во Владивосток.
19 ч. 10 мин. «Бородино», возможно, в результате попаданий 12-дюймовых снарядов с IJN Fuji, приведших к взрыву боезапаса, перевернулся на правый борт и затонул.
Гибель броненосца "Бородино"
19 ч. 29 мин. «Князь Суворов» был окончательно потоплен в результате четырёх попаданий торпед, выпущенных в упор японскими миноносцами.
ок. 20 ч. Н. И. Небогатов, выполняя последний приказ командующего, взял курс на Владивосток, увеличив скорость до 12 узлов.
В результате дневного боя были потоплены четыре из пяти лучших русских броненосцев; «Орёл», «Сисой Великий», «Адмирал Ушаков» получили серьёзные повреждения, отразившиеся на их боеспособности.
Бой в ночь с 14 (27) на 15 (28) мая
Ночью японцы попытались реализовать своё преимущество в миноносцах и атаковали русские корабли торпедами. В управлении русской эскадры царил хаос, поэтому часть кораблей соблюдала светомаскировку и оторвалась от противника, а несколько включали прожекторы и пытались отстреливаться. Удалось потопить два небольших миноносца №34 и 35, а №69 затонул в результате столкновения с другим миноносцем. Но японцам удалось потопить и серьёзно повредить несколько засветившихся кораблей.
ок. 21 ч. Крейсер «Адмирал Нахимов», обнаружив себя после включения боевого освещения, получил минную пробоину в носовой угольной яме.
ок. 22 ч. Мина Уайтхеда, выпущенная с японского миноносца, попала в корму «Наварина», в результате чего он погрузился до кормовой башни. Попадание мины в носовую часть получил также «Владимир Мономах».
Крейсер 1-го класса "Владимир Мономах"
23 ч. 15 мин. В результате взрыва мины «Сисой Великий» потерял рулевое управление.
ок. 02 ч. Повреждённый «Наварин» был обнаружен японскими миноносцами, выпустившими по нему 24 мины Уайтхеда. Получивший попадания броненосец вскоре затонул с почти всем экипажем.
Отдельные бои 15 (28) мая
Днём 15-го мая рассеянные русские корабли были атакованы превосходящими силами японцев. В безвыходных ситуациях экипажи предпочитали затопить свои суда и сдаться.
ок. 05 ч. Эсминец «Блестящий» затоплен своей командой южнее о. Цусима.
05 ч. 23 мин. В результате неравного боя с крейсером IJN Chitose и истребителем IJN Ariake, длившегося более часа, потоплен эскадренный миноносец «Безупречный».
08 ч. 00 мин. Броненосец «Адмирал Нахимов» затоплен севернее о. Цусима.
10 ч. 05 мин. «Сисой Великий» затонул в результате попадания японской торпеды.
10 ч. 15 мин. Отряд кораблей адмирала Небогатова (броненосцы «Император Николай I» (флагман),«Орёл», «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин») оказался в полукольце пяти японских боевых отрядов и сдался. Прорваться из японского окружения удалось лишь крейсеру II ранга «Изумруд».
Броненосец "Генерал-адмирал Апраксин"
ок. 11 ч. После неравного боя с 2 японскими крейсерами и 1 миноносцем экипажем был затоплен крейсер «Светлана».
14 ч. 00 мин. Экипажем затоплен «Владимир Мономах».
17 ч. 05 мин. Командующий 2 ТОЭ вице-адмирал З. П. Рожественский, находившийся на миноносце «Бедовый», сдался в плен.
18 ч. 10 мин. Японскими крейсерами «Якумо» и «Ивате» потоплен в последнем бою русский броненосец «Адмирал Ушаков».