Вчера была годовщина у самого харизматичного, на мой взгляд, ударного вертолета в мире - 17 июня 1982 года летчик-испытатель Николай Бездетнов совершил первый полёт (выполнил висение) на опытном образце вертолета Ка-50 «Черная акула».
Пуск НУРСов С-8
Ведение огня из пушки
30-мм пушка "Черной акулы" 2А42 была позаимствована у БМП-2
Чертеж Ка-50
Варианты подвески вооружения на Ка-50:
Боекомплект к пушке 2А42: 1 ряд - 250 снарядов, 2 ряда - 460 снарядов
Краткие ТТХ вертолета:
. Немножко истории .
Изначально проект В-80 выглядел несколько иначе.
Ка-50 мог родиться и таким
Или даже еще более футуристичным
Летчик-испытатель Е.И. Ларюшин возле полноразмерного макета В-80
"Изделие 800" (заводской шифр проекта В-80) было решено сделать одноместным, что впоследствии негативно повлияло на судьбу вертолета.
Почему конструкторы пошли на такой шаг и как объясняли его?
Сокращение экипажа до одного человека позволило бы не только получить значительный выигрыш в массе вертолета (что было особенно важно при имевшемся уровне развития бортового радиоэлектронного оборудования, обладавшего худшими по сравнению с западными аналогами массогабаритными показателями), а следовательно, улучшить его летные характеристики, но и уменьшить расходы на подготовку летного состава, снизить численность строевых подразделений, те. добиться прямой экономии средств на содержание армейской авиации. Немаловажным представлялось и снижение человеческих потерь в боевой обстановке.
Отсутствие на борту оператора вооружения компенсировались применением высокоавтоматизированного прицельно-навигационного комплекса, который позволил бы летчику избежать чрезмерных психологических и физических нагрузок.
К концу 1970-х годов уровень отечественной промышленности позволял создавать такие системы: уже на Ка-25 и Ка-27 обеспечивалась автоматизация поиска подводной лодки, навигационных и пилотажных режимов, организация групповой работы вертолетов. Возможность создания одноместного боевого винтокрылого аппарата подтверждалась опытом применения ударных фронтовых самолетов, на большинстве которых летчик совмещал функции пилота и штурмана.
Первый летный экземпляр В-80 № 01 (бортовой № 010)
Летать первому В-80 приходилось буквально в паре километров от Московской кольцевой автодороги, где в районе Новорязанского шоссе располагался тогда летно-испытательный комплекс Ухтомского вертолетного завода. Программа держалась в большом секрете, а испытания проходили вблизи столицы, на виду множества любопытных глаз, что вынудило специалистов ОКБ пойти на оригинальные меры маскировки. Чтобы скрыть истинное назначение новой машины, первый В-80 решили "превратить" в транспортный. Для этого на бортах фюзеляжа, покрашенного в невоенный синий цвет, нарисовали яркой желтой краской дополнительные окна и двери. Для пущей правдоподобности на эти "окна" приклепали тонкие прозрачные накладки. В одном из полетов такая накладка сорвалась, угодив в воздухозаборник двигателя. Вертолет удалось посадить на одном двигателе, и после этого от имитаторов окон отказались, но В-80 продолжал летать в своем "камуфляже", вызывая недоумение у случайных очевидцев.
В-80 с нарисованными окнами, "маскирующийся" под транспортник
Третий летный В-80 №03 (бортовой № 012)
Эталоном для серии стал В-80 №05 (изделие 800-05) с боровым номером 015, изготовленный в апреле 1990 г.
Отличался катапультной системой К-37-800. Именно этот вертолет в 1992 г. участвовал в съёмках фильма "Чёрная акула".
На МАКС-2003 он уже фигурировал, как №25
Ну а головной предсерийной машиной стал В-80 № 08 (бортовой номер 018), выпущеный Арсеньевским авиационным заводом в мае 1991 г. Первый полет на нем выполнил летчик-испытатель Н. Довгань 22 мая 1991 г.
За напоминание - спасибо камраду PIPL XAVAET.
Рекомендую его
подробный рассказ на АШ о рождении Ка-50 (ахтунг, многакукафф!).
. Дальнейшее развитие .
Поскольку возможности Ка-50 (как и его конкурента Ми-28, кстати) по работе ночью были признаны недостаточными - вертолет оснастили тепловизионной прицельной системой «Самшит-50Т». Так появился Ка-50Н.
Ка-50Н
Так же была разработана модификация Ка-50Ш с перекомпонованной носовой частью, в которой наряду с дневным расположен и ночной тепловизионный канал прицельно-пилотажно-навигационного комплекса «Рубикон-Н», а в надвтулочном обтекателе расположена РЛС. Вертолету также добавили систему спутниковой навигации и частично заменили и перекомпоновали БРЭО.
Ка-50Ш
Следующей модификацией "Черной акулы" стал вариант для участия в турецком тендере Ка-50-2 "Эрдоган".
Двухместный вариант с тандемным расположением летчиков Ка-50-2 «Erdogan»
Ну и логичным развитием одноместного Ка-50 стал двухместный Ка-52, сохранивший основные черты "предка", но получивший новые возможности.
Двухместный ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» (ранний вариант)
Серийный Ка-52 «Аллигатор»