Шарашки и рельсотрон

Jun 06, 2016 14:24




Совсем недавно выпало мне в кругу друзей пообщаться с инженером одного нашего крупного (ну очень крупного) оборонного предприятия. Он там не из последних на счету и причастен к разработке важных больших проектов, известных как у нас на Родине, так и за рубежом.

Под рюмку чая разговор вышел на то, за что у каждого нормального человека и патриота болит душа - за состояние нашей оборонки, естественно.
Так вот с грустной иронией рассказывал этот инженер о том, как он уже месяц с лишним обивает пороги разных юротделов, чтобы согласовать контракт на поставку изделия, которое было срочно собрано, и работники на заводе ради этого вкалывали в три смены.

Но вот он все никак не может согласовать документы на его поставку Заказчику, так как дело все время упирается в какие-либо «юридические тонкости». Вот уже скоро пойдет третий месяц, как контракт пинают юристы. И уже нет надежды, что его согласуют в этом мае.

Причем, по словам человека, который должен заниматься непосредственной разработкой изделий, но вместо этого бегает по кабинетам, это еще не абы что. Есть случаи, когда подобный контракт «зависает» и на год. И даже угроза срыва госзаказа или обязательств перед иностранным заказчиком не поможет поторопить эту сложную разросшуюся бюрократическо-юридическую машину.

При этом крайним во всей этой ситуации оказывается он - инженер, который… слишком медленно носил бумажки по кабинетам. А в кабинетах этих, как известно, бумажки приобретают какое-то невероятное притяжение, так что оторвать их от стола или ящика и перенести в соседний кабинет стоит каких-то нечеловеческих усилий. А уж сделать копию… что вы, что вы!

С грустью и восхищением данный инженер вспоминал времена Королева, которые он сам, правда, не видел в силу возраста, но читал о том, что там за один год могли разработать и запустить целую ракету.

Но вот зато его непосредственный начальник и руководитель крупного конструкторского подразделения эти времена видел. О его мнении я скажу чуть позже. Просто не хочу нарушить канву нашего реального разговора.

Так вот, когда я спросил своего собеседника, напомню, очень причастного к святая святых оборонки, в чем же корень проблемы. Он ответил примерно так - у власти в стране финансисты и юристы, которые в том, что мы делаем, ничего не понимают. Зато они понимают в различных финансовых махинациях. И чтобы их исключить, в законе появляется сложная запутанная система тех самых «юридических тонкостей», которая разрослась настолько, что сделала эту финансово-юридическую машину не то что неповоротливой, но прямо-таки непроходимой.

Формально, может, они и правы, но просто так дела не спорятся... Особенно в условиях, когда у администраторов ответственности на порядок меньше, чем у разработчиков, а власти и рычагов давления и управления сосредоточено наоборот - гораздо больше.

Когда в КБ между собой обсуждают эту проблему, молодое поколение инженеров всерьез предлагает отрубать пальцы людям, которые плохо исполняют свои обязанности на местах.

А старое поколение в лице того самого начальника КБ говорит, что готово, реально готово ради выполнения поставленных задач… сесть в шарашку. Но при условии, что «сядут усе», ну, то есть всем рабочим коллективом, включая директоров. Главное, чтобы реальные рычаги управления рабочим процессом были сосредоточены у конструкторов. Вот до чего людей довели.

Я думаю, может и без посадок в новые шарашки можно обойтись. Просто вернуть конструкторам значительную часть полномочий по управлению производствами и пусть себе конструируют. Ведь это дело их жизни и главный интерес.

А самые матерые махинаторы, как показывает практика того же КБ, как раз из финансово-юридической среды и появляются. И не громоздкими законами их нужно окорачивать… ну вы сами знаете, кем и чем.

Я бы не стал описывать здесь данный разговор между своими и для своих, но в рассказе этого еще в общем-то очень молодого инженера услышал не то, что крик души, отчаяние… хорошо замаскированное ироничным отношением к сложившейся ситуации.

Может быть, это отчаяние и одновременно еще все-таки не угасшая страсть как-то менять мир и желание честно работать на его благо каким-то образом пойдет дальше по общественному нерву, кому-то поможет пробудиться от потребительского морока и мобилизоваться на борьбу за жизнь Отечества. А то так и умрем от собственного гнойника, так и не поняв, откуда смерть.

P.S. Все еще желаете спросить, при чем же здесь рельсотрон? А при том, что американцы, кажется, уже нашли свой своеобразный выход из их родной бюрократической волокиты. Вопрос - найдем ли мы свой и как скоро.

ОПК

Previous post Next post
Up