Самолет СР-10. Восторгов не разделяю

May 12, 2016 23:07




В начале года с связи с первыми полетами - в сети активизировались восторги по поводу Учебно-тренировочного самолета (УТС) СР-10. Самолет даже именовали не абы как - а "тихой сенсацией".
Тут вам и импортозамещение, и новый военный (реактивный!) самолет, и еще и то, что создан он кулибиными "на коленке"... Ну не круто ли? Масса поводов для восторга.
Однако всеобщего восторга не разделяю.


Почему?

Начать следует с того, что реактивный УТС у наших ВВС ВКС уже есть.
Это отличный Як-130 (уже дважды скопированный, правда без главной фичи - системы управления).
Причем, самолет может выступать не только в качестве учебно-тренировочного, но и как и почти все в России - идти в бой. В качестве легкого штурмовика с тремя тоннами боевой нагрузки.



УТС  Як-130

Як - двухдвигательный и более надежный в плане безопасности полетов. Т.е. отказ двигателя не ведет за собой автоматической потери машины.
А современный УТС - «игрушка» не из дешевых.

Яком постепенно меняют старые однодвигательные L-39 (на замену которым и предлагается СР-10). Это второй тип наших реактивных УТС.
Итого СР-10 - третьим будет.

. "Минус десять" .
СР-10 расшифровывается, как «Самолёт реактивный минус десять».
«Минус десять» - это 10 градусов отрицательной стреловидности крыла, что уже сенсация» - пишут журналисты.
Ну не совсем сенсация, но тем не менее - нетривиально, да.

Эта оригинальная машина с крылом обратной стреловидности на 100% состоит из отечественных комплектующих и разработана частным конструкторским бюро САТ (Современные Авиационные Технологии) в инициативном порядке.
Работу над самолётом начали ещё в 2007 году, когда два энтузиаста Максим Миронов и Сергей Юшин основали КБ.
Макет самолета впервые был продемонстрирован на МАКС-2009.



Макет СР-10 на МАКС-2009

Чем может похвастать СР-10 помимо необычной аэродинамической компоновки?
Настолько ли он хорош (может ЛТХ дико суперские?), чтобы составить конкуренцию уже имеющимся?

Он меньше и легче одноклассников, в остальном - по (обещанным) ТТХ ничего выдающегося самолет не обещает.
Авторы правда утверждают, что он будет значительно дешевле Як-130.



Тут, кстати, ТТХ 2009 года (сейчас в вики ТТХ иные)

Но, даже если это будет действительно так - стоит ли игра свеч?
Окупит ли разница в стоимости, к примеру, между сотней СР-10 и сотней Яков - НИОКР (ибо самоделка из гаража - это хорошо, но новоиспеченному самолету предстоит пройти еще немало), организацию производственной линии, а так же удорожание обслуживания и снабжения авиапарка ВВС?
Ведь введение новых типов - это увеличение видов запчастей, дополнительная логистика и дополнительное обучение.

Плодить "видовое разнообразие" реактивных УТСов - считаю неуместным. Лучше увеличить "тираж" Яка и тем самым уменьшить (помним, что при увеличении "тиража" себестоимость единицы падает?) стоимость самолета для армии.

Лоббисты СР-10 (уважаемого Магомеда Толбоева, имеющего давние связи в Дагестане, по иному в данной ситуации назвать не могу), заявляют, что он подойдет на роль "летающей парты":

"Зачем сажать курсантов, которым предстоит летать на Як 130, а потом на строевых «МиГах» и «Сухих», на винтовую машину с поршневым двигателем? Это же анахронизм! СР 10 - вот идеальная учебно-тренировочная машина, самолёт-парта..."



Я же с подобным мессэджем не согласен.
Как в том, что «машина идеальна» (о чем речь, если самолет толком не облетан и не испытан?) - рановато еще пока идеализировать.
Так и в том, что реактивная «летающая парта» (для армии и… аэроклубов, ага) будет, мягко говоря, дороговата. Как по цене собственной, так и по цене лётного часа (съедаемого топлива).
Тем более в условиях капитализма и рынка, когда все заставляют приносить прибыль считают каждую копейку.
Такую "парту" мог себе позволить только, наверное, Советский Союз.

Кроме того - куда девать тогда, заказываемый министерством обороны УТС Як-152 (который как раз и должен стать летающей партой и в аэроклубах, и в ВВС на начальном этапе)? Т.н. "самолет первоначальной летной подготовки".



УТС Як-152

Як-152, тоже, кстати, сомнительная машина (если сравнивать с конкурентом от "Сухого" - Су-49, ведущим родословную от непревзойдённого пилотажника Су-26М)...
Особенно, если учесть предусмотривающийся для Яка немецкий двигатель RED A03 V6.

Но всем плевать либо до Главкома еще не дошло, а в МО в "отделе учебно-боевых самолетов сидят либо дилетанты, либо кумовья ОКБ им. А.С. Яковлева.
Впрочем, глядя на эпопею с «Восточным» - не удивительно. Пора, наверное, вводить расстрелы или конфискацию. Или и то и другое вместе.

Понятно, что полумертвое ОКБ инженерный центр им. Яковлева тащут из могилы по "политическим" причинамм...
Но тогда и не ждите чудес - ни с "перспективной летающей партой" (Як-152), ни с очень давно ожидаемым и очень нужным стране среднемагистральником (МС-21).

Вот за последний - больше всего переживаю!
Первый полет переносится уже четвертый год, и, судя по всему, будет переноситься дальше - не взирая на ежемесячные визиты "высоких гостей" на завод и на вваливаемые деньги. Опытного самолета по прежнему нет. Главная причина одна - некомпетентность разработчика и руководства процессом разработки.
Быстрее, наверное, ребята из ГСС сделают не так давно анонсированный дальнемагистральник, а среднемагистральный МС-21 так и не родится...
Но не будем об этом.
Мы говорили об УТСах.



Так вот - с дагестанско-московско-тверским СР-10 ситуация немногим лучше.
Самолет делали фактически на коленке "в гараже". И это совсем не достоинство - ибо нормального комплекта конструкторской документации на него нет.
Кстати, наверняка это, во многом, и породило дальнейшие проблемы самолета - в частности его перетяжеленность (удельная нагрузка на крыло слишком велика), выявленную по итогам испытательного полета и повышенную посадочную скорость  240-260 км/ч - что никуда не годится, и явно великовато для "летающей парты".
Для сравнения: у сверхзвукового истребителя Су-27 и то меньше - 225-240 км/ч; у учебно-тренировочного Як-130 - 195 км/ч.

Но, даже оставив в стороне эти проблемы (при желании - документацию сделают, самолет допилят)... предлагаю вернуться к вопросу его необходимости.

. А нужен ли он? .
Ну для рапорта об очередном эпизоде импортозамещения и победе над древним Чехословацким L-39, понятно - нужен.
Но стоит ли овчинка выделки и так ли в нем нуждается армия?

Самолет для первичной летной подготовки (т.н. "летающая парта") нужен - факт.
Но "парта" должна быть простой, дешевой и недорогой в эксплуатации.



Чехословацкий УТС L-39 Albatros

По совокупности этих критериев - реактивный самолет не вытанцовывается. От слова «совсем».
Как минимум из-за несопоставимого расхода топлива.
Часовой расход топлива двигателя АИ-25ТЛ, установленного на СР-10 - 890 кг/час.
Средний часовой расход поршневого мотора типа М-14 (установлен на Су-26М, Су-29, модификация оного планировалась к установке на Як-152) - порядка 50 кг/час.
Как вы думаете - на чем курсанты и аэроклубы будут летать больше при прочих равных?
Вопрос риторический.

Вот и выходит, что связка Як-152 → Як-130 логична и непротиворечива, и места для СР-10 в ней нет.
Даже если бы он соответствовал заявленным разработчиками характеристиками.



Су-27КМ

А, учитывая, что с крылом обратной стреловидности даже у ОКБ Сухого (а не то, что у ребят «из гаража») с перспективным морским Су-27КМ (и последующим «Беркутом») - не пошло…
И у американцев перед этим…
- Оптимизма по поводу самолета СР-10 не разделяю.

Можете бросаться тяжелыми предметами.

P.S.

И, кстати, что это за "летные испытания" такие?

image Click to view


Я всегда думал, что их проводит ГЛИЦ, а не какие-то непонятные ребята втихушку на старом аэродроме, под руководством чувака руководителя полетов с рацией уоки-токи.

И еще - кручение бочек в третий день "летных испытаний"? Что за пижонство?

А так видео хорошее. И музыка подобрана в меру пафосная. Только пахнет это чьим-то пиаром.
Особенно, если совместить это с громкими заявлениями типа:

По результатам испытаний предусмотрена закупка для частей ВВС учебно-тренировочного комплекса СР 10 в количестве 100 единиц. Первые четыре самолёта должны быть изготовлены в этом году, в следующем - уже 26, в 2018-2019 гг. - по 35 единиц. У самолёта в серийном производстве отличные экспортные перспективы.
Какие закупки?
По результатам непонятно кем проведенных испытаний? Или, может все-таки в ГЛИЦ самолет направим сперва?

Если Министерство обороны клюнет на такой дешевый пиар, и заставит себя любой ценой (дабы руководство не выглядело дураками, после того, как вся страна порадовалась «чудо самолету из гаража») купить это чудо - грош цена тогда нашему МО.




Авиация

Previous post Next post
Up