Недавно НАТО завершило учения «Морской щит», министры обороны НАТО одобрили наращивание присутствия в Чёрном море в связи с пролётами российской авиации поблизости от действовавших там кораблей США, и данная статья акцентируется на стратегических следствиях военного присутствия НАТО в Чёрном море.
Статья вашингтонского
Центра стратегических и международных исследований переведена специально для
Сообщества военных блогеров.
НАТО давно характеризовало черноморский регион как «важный для евроатлантической безопасности», но лишь в июле 2016-го, на саммите в Варшаве, главы НАТО пообещали увеличить присутствие альянса в регионе посредством введения «адаптированного присутствия». Оборонное собрание НАТО министерского уровня утвердило порядок координации морских операций между постоянными соединениями ВМС НАТО и союзниками в черноморском регионе для улучшения взаимодействия и наращивания присутствия в регионе «на суше, на море и в воздухе». Заявление должно «продемонстрировать трансатлантическое единство» и «послать чёткий сигнал любому возможному агрессору», и напрямую связано с решением США отправить дополнительно 500 военнослужащих на румынскую передовую оперативную базу Михаил Когэлничану. Эти заявления звучат на фоне черноморских учений НАТО, Морской щит 2017, в которых участвуют восемь кораблей от Румынии, два от Турции, и по одному от Канады, Болгарии, Испании и Соединённых Штатов. Российские официальные лица недавно сообщили, что рассматривают все меры, которые можно противопоставить усилению НАТО, и охарактеризовали недавние военные учения НАТО как «угрозу их интересам и безопасности». Некоторые аналитики предполагают, что пролёт двух российских самолётов Су-24 над американским кораблём «Портер» 10 февраля в Чёрном море рассматривался как возможный ответ на такие подкрепления.
Так называемое «адаптированное присутствие» НАТО в черноморском регионе охватывает три зоны: воздух, сушу и море. Наземный элемент базируется в Крайове (шестой по величине город Румынии) и состоит из многонационального формирования НАТО размером с бригаду. Морской заключается в визитах союзников в румынские и болгарские порты, углублённых тренировках, стандартных учениях ограниченного масштаба и ситуационной осведомлённости. Сперва ожидалось, что структура воздушной составляющей будет столь же символической, но недавно Соединённое Королевство сообщило, что отправит в Михаил Когэлничану четыре самолёта Тайфун, и это символично по-своему - после референдума за выход из Евросоюза Соединённое Королевство возобновляет свой вклад в НАТО.
В регионе также расположена одна из важнейших составляющих ПРО НАТО. В Румынии находится комплекс защиты от баллистических ракет
Aegis Ashore в Девеселу, начавший действовать в августе 2016 (3 SM3 Block IB, 24 ракеты). Хотя комплекс задуман для противодействия угрозам баллистических ракет вне евроатлантической зоны (что однозначно исключает Россию), это важный вклад США в ПРО НАТО, что Москва воспринимает как вызов её стратегическим интересам. Поскольку Россия понимает, что комплекс в Девеселу является ключевым для оформления военного присутствия США в регионе в долгосрочном периоде, она неоднократно заявляла, что рассматривает комплекс как полноценную цель - что в свою очередь даёт повод к требованиям оборонять комплекс и создаёт именно ту военную эскалацию, которой хочет избежать Россия.
Проблемы сохранения единства НАТО в Чёрном море
В отличие от прибалтийских государств, требовавших большего военного присутствия НАТО, причерноморские государства (за исключением Румынии) в целом предпочитали менее серьёзное влияние НАТО в регионе, что создавало проблемы с поиском единой и разумной политики в этом стратегическом регионе. Поскольку НАТО большей частью сосредотачивало вооружённые силы в районе Балтийского моря, некоторые аналитики считают, что Чёрное море представляет для альянса всё большую уязвимость.
Румыния. Настаивает на поиске диалога с Россией, но энергично содействует усилению военного присутствия США и НАТО в регионе. Бухарест также искал поддержки Польшы, Литвы, Латвии и Эстонии для обеспечения лучшего баланса сил между прибалтийским и причерноморским регионами. Были разработаны и альтернативные многосторонние структуры, например, недавно созданный Бухарестский формат, объединяющий девять членов НАТО под руководством Румынии для выполнения недавно взятых обязательств перед НАТО. Объединяет эти девять членов и озабоченность военной активизацией России в Крыму, и выступление за дальнейшее расширение НАТО, и также стремление увеличить оборонные расходы и как можно скорее достичь 2 процентов ВВП. Эти члены НАТО также ищут возможность упрочить двусторонние оборонные отношения. С 2009 Польша и Румыния укрепили двустороннее сотрудничество. Хотя ощутимых подвижек немного, страны договорились друг с другом о равнозначном участии (около 100 солдат) в многонациональных войсках, которые планируется размещать на территориях каждой. И хоть Бухарестский формат и улучшение двустороннего сотрудничества в целом позитивны, эти страны озабочены в первую очередь защитой собственных территорий, и потому доступность их ресурсов для усиления других членов НАТО останется скудной. Страны НАТО в Прибалтике, Центральной Европе и у Чёрного моря будут по-прежнему и бороться, и сотрудничать в попытках заручиться союзной поддержкой и вниманием в своих регионах.
Болгария. Несмотря на вхождение в НАТО и в ЕС в 2004 и 2007 годах соответственно, Болгария считается более скромным игроком в сфере обороны, её военный потенциал резко снизился в 90-е (в 2016 на оборонные расходы выделено 1.2 процента ВВП), а политическая элита сохраняет тесные политические и деловые связи с Россией. Поэтому не стоит удивляться постоянным политическим дебатам на тему введения ЕС санкций против России или политическим сложностям, возникающим, когда Соединённые Штаты или НАТО строят планы, воспринимаемые как антироссийские. София не горит желанием играть ведущую роль в усилении НАТО на Чёрном море, но Болгария согласилась участвовать в многонациональной рамочной бригаде в Румынии 400-ми своими военнослужащими.
Турция. Нарастая после сбития Турцией российского самолёта Су-24М в ноябре 2015, напряжённость её отношений с Россией достигла пика в 2016-м, выливаясь во взаимные санкции и резкие заявления. В этот период напряжённости Турция возмущалась, что Чёрное море превращается в «русское озеро», и искала у НАТО поддержки в регионе и на своей южной границе, где против возможных воздушных угроз с Сирии развёрнуты системы ПВО НАТО - между Газиантепом и Антальей. Однако русско-турецкие отношения полностью сменили курс на углубленное сотрудничество, включая подписание газового соглашения в июле (Турецкий поток) и военную координацию в Сирии. Недавно Турция вновь пригласила Россию в многомиллиардный тендер ПВО, вызвав тем самым озабоченность НАТО (ранее Турция пригласила Китай участвовать в своей программе ПРО). Невзирая на эти проблемы, а также растущую напряжённость между Турцией и Европой на почве дальнейшей турецкой внутренней политики, Турция, тем не менее, поддерживает ограниченное наращивание подкреплений НАТО в черноморском регионе, пока оно не вредит конвенции Монтрё в её интерпретации.
«Адаптированное присутствие» НАТО: сбалансированный ответ
У НАТО есть реальный, но узкий коридор ответа на «ухудшившуюся оборонную ситуацию» (заявление варшавского саммита НАТО) в черноморском регионе. Целью, которую надо исполнить наиболее эффективным в экономическом и военном плане способом, должны стать демонстрация сплочённости НАТО и сдерживание России от дальнейшего продвижения в регион в условиях ограничения рисков военной эскалации. Сбалансированное присутствие НАТО в Чёрном море, не вносящее существенных изменений в расстановку сил региона, поможет убедить Кремль, что дальнейшие военные шаги будут непродуктивны, и что следует оставить место диалогу.
Умеренное военное усиление региона станет адекватной реакцией на текущую обстановку. Описанная в нынешнем плане наземная составляющая в связи с ограниченным размером вряд ли даст много поводов для беспокойства, и в то же время однозначно продемонстрирует единство и предупредит о взятых НАТО обязательствах защищать территориальную целостность своих членов. Новый порядок координации на море между черноморскими союзниками НАТО и ВМС НАТО подразумевает, видимо, механизм малого присутствия, не демонстрирующий серьёзных изменений масштаба действий НАТО в регионе. По главным вопросам вроде антибаллистической ПРО верхних слоёв политические и военные позиции остаются прежними. Не предлагалось, к примеру, усовершенствовать защиту Aegis Ashore против российского воздушного и ракетного арсенала, хоть в Варшаве НАТО и обещало продумать ответ на растущие возможности России в концепции ограничения и воспрещения доступа и маневра (A2/AD).
В отсутствие значительных сдвигов российского военного пребывания в черноморском регионе и непредвиденных дипломатических потрясений объявленные в октябре 2016 и в феврале 2017 меры по размещению сил НАТО дополняют предыдущие шаги в плане укрепления сдерживающего фактора и реакции на текущую обстановку путём демонстрации решимости альянса предотвратить эскалацию и достичь общего для НАТО видения региона. Как и в Прибалтике, риск прямой военной конфронтации между НАТО и Россией хоть и не полностью исключён, но остаётся низким, так как конфликт дорого обойдётся обеим сторонам и не сулит явной стратегической выгоды. Самая непосредственная задача НАТО и России сейчас - снизить вероятность военного инцидента, и хорошим знаком является факт недавнего телефонного разговора председателя Военного комитета НАТО с российским начальником штаба генералом Валерием Герасимовым - таких переговоров не велось более трёх лет.
Борис Тукас - гостевой лектор Европейской программы Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне