Семиствольный мститель и нестыковочки. Авиационная пушка GAU-8/A Avenger
Mar 11, 2017 21:31
7х30-мм авиапушка General Electric GAU-8/A Avenger
После вьетнамской войны американские военные запросили у конструкторов самолет для непосредственной поддержки сухопутных войск. Самолет должен был получить мощную пушку для атаки сильно-защищенных целей (главным образом - советских танков). К 1970 году, еще до выбора самолета (финалистами конкурса на тот момент были Fairchild YA-10 и Northrop YA-9A), определились с "главным калибром" нового штурмовика. Им стала 30-миллиметровая семиствольная пушка GAU-8. Оценить габариты этой "дуры" можно на фото выше ↑
Масса GAU-8 составляет 281 кг, масса всей пушечной установки - 1830 кг (включая систему подачи патронов и барабан с полным боекомплектом, вес которого - 937 кг). Длина пушки - 2900 мм, длина стволов - 2229 мм. Диаметр патронного ящика 860 мм, длина 1820 мм. Боекомплект насчитывает 1350 патронов. Пушка использует снаряды калибра 30х173 мм с алюминиевой гильзой.
Боекомплект пушки состоит из чередующихся четырёх патронов с бронебойно-зажигательным снарядом PGU-14 (масса снаряда 425 г, начальная скорость снаряда - 990 м/c), и одного патрона с ОФ снарядом PGU-13 (массой 360 г, начальная скорость - 1067 м/с). Снаряд PGU-14 имеет сердечник из обеднённого урана. Разработчики заявляли пробитие 50-мм брони (при встрече снаряда с бронелистом - по нормали) с дистанции километр.
Изначально пушка имела изменяемую скорострельность 2100 / 4200 выстрелов в минуту. Позже максимальное значение скорострельности 4200 в/мин ограничили значением 3900 в/мин [1].
На практике продолжительность огня пушки ограничена одно- или двухсекундным залпом (во избежание перегрева стволов и для увеличения их срока службы), с последующим минутным перерывом для охлаждения. За "двухсекундный залп" пушка выплевывает 130 снарядов, таким образом А-10 мог бы выпустить весь боекомплект за 20 секунд, если бы не минутные паузы. Итого, максимальный темп стрельбы - десять двухсекундных очередей с минутным перерывом.
Срок службы блока стволов составляет 21 тыс. выстрелов. Цикл стрельбы начинается с раскрутки блока стволов от двух гидравлических приводов, питающихся от гидросистемы самолёта.
Система подачи патронов GAU-8/A беззвеньевая для уменьшения веса. Стреляные гильзы не выбрасываются наружу, а собираются обратно в барабан, чтобы не повредить обшивку самолёта во время стрельбы. Интересно - сколько весит одна гильза? Патрон со снарядом PGU-13/B весит - 890 г, а сам снаряд при этом - 360 г... Если гильза весит, к примеру, грамм 300, то общий вес стреляных гильз перевалит за 400 кг. Какая-то странная "борьба за вес".
Наземный комплекс ALS (Ammunition Loading System)
Для перезарядки пушки нужен грузовик и нескольких человек персонала. Дело в том, что перезарядка GAU-8 невозможна без специального наземного комплекса ALS (Ammunition Loading System). [3]
Проблемы
Вылезли проблемы при стрельбе из «главного калибра» - недогоревшие частицы пороха (из попадающих в двигатель пороховых газов) откладываются на лопатках вентилятора и компрессора двигателя. Установили, что тысяча выстрелов из пушки (а это меньше разового боекомплекта орудия) - снижает тягу двигателя на 1%, а общее снижение тяги с настрелом доходило до 10%. [2]
Для обеспечения более полного сгорания метательного состава внутри стволов (чтобы исключить догорание пороховых газов перед самолетом) к нему добавляется азотнокислый калий. Эта добавка либо вводится в метательный состав, либо в отдельном пластмассовом пакетике вкладывается в патрон. Кроме того - двигатели самолета получили запальные устройства, воспламеняющие недогоревшие частицы пороха.
Помимо технических были предусмотрены и организационные мероприятия: - из пушки разрешена стрельба только короткими одно-двухсекундными очередями (как было указано выше - это еще и увеличивало срок жизни стволов); - обязательная промывка двигателя после каждых 2600-3000 выстрелов мыльным раствором для удаления сажи с лопаток вентилятора и компрессора.
Легенда об отдаче
Существует "городская легенда", что при непрерывной стрельбе из пушки А-10 может остановиться в воздухе с последующим срывом в штопор (и даже - полететь назад). Дескать - ее отдача перекрывает тягу двигателей. Возьмем неограниченную скорострельность (4200, а не 3900 выстр/мин) и самые тяжелые снаряды (весь БК состоит из бронебойных PGU-14/B, снаряд которых весит 425 395 г.) для удобства расчетов.
Сила отдачи GAU-8 равна:
или после преобразования:
где
m - масса снаряда (0,425 кг) (0,395 кг) v - начальная скорость снаряда (1067 м/с) (1013 м/с) r - скорострельность (70 выстрелов в секунду)
Получим на выходе цифру около 30 28 кН. Неокторые говорят, что отдача "Мстителя" около 45 кН (дополнительную отдачу создают истекающие из ствола пороховые газы). Пусть так. Тяга обоих двигателей А-10 = 2 × 40,32 кН, т.е. 80,6 кН.
В общем - отдача составляет 56 % тяги силовой установки и не может остановить штурмовик, но перекрывает тягу одного двигателя. Наверное весьма некомфортное ощущение - потеря больше половины тяги. Особенно, если двигатель не на максимале, а в крейсерском режиме.
Весовые непонятки или волшебный боекомплект
А теперь о нестыковочках. Вес ОФЗ патрона PGU-13/B, приводится везде, как 890 г. Если даже весь барабан (1350 патронов) забить ими, то вес боекомплекта выходит 1201,5 кг. Хотя везде вес боекомплекта приводится, как 937 кг...
При этом - ОФЗ PGU-13/B (масса снаряда 360 г) априори легче бронебойного PGU-14/B (масса снаряда 425 г), а последние - составляют 80% боезапаса. Т.е. если принять массу патрона PGU-13/B равной 0,89 кг, то весь боекомплект будет весить еще больше.
Выходит - либо вес патрона PGU-13/B дан неверно (вес PGU-14/B в сети не нашел)... Либо боекомплект на самом деле меньше, чем 1350 патронов.
Товарищи, кому что попадалось в сети по этому поводу?
UPD: Камрад T35 разъяснил ситуацию, найдя данные от производителя.
Патрон PGU-13HEI - весит 681г (масса снаряда 378г) Патрон PGU-14API - весит 694г (масса снаряда 395г) Общий вес боекомплекта - 933,4 кг