Праотец Чех с улыбкой

Sep 05, 2019 13:33


И снова на арене чешские исторические телепередачи для детей (так уж получается, что их я в последнее время вижу чаще, чем научные работы). На этот раз попался шедевр под названием «Dějepic!» (на русский это можно неэлегантно перевести как «историялегко»), посвященный праотцу Чеху и приходу славян в Богемию. Чего там только нет - и культ Свентовита ( Read more... )

история, юмор, Чехия, славяне

Leave a comment

aloslum September 8 2019, 18:43:04 UTC
Так Кремик это просто каламбур? Но и без того имя владельца Шемика связано с горой, хотя он и воевал с рудокопами (как Велент с двергами в Тидрек-саге? который потом тоже убежал от конунга, правда при помощи крыльев), а могила коня связана с камнем (в некоторых сказках умерший отец выводит коня для сына именно из могилы).
С одной стороны, например, сказания о чудесном коне Дитриха (Тидрека) доходили и до Руси - так, в приписке к Псалтири 16 века писец Терешица, Иванов сын, просит у Бога помимо телесных и душевных сил: «дай ему, Господи конь бы Редриков, немецкого богатыря». С другой стороны, антураж чешской легенды совершенно славянский, в серии своих постов о Веленте-Виланте и Видге-Витеге предположил, что сам чудесный кузнец возможно имеет негерманское происхождение.

В издании «Чешские и словацкие народные сказки» (М., Художественная литература, 1990) нашёл чешскую сказку из сборника Kubín J. Š. Lidové povídky. Praha, 1950, схожую с приводимой Вами про Витека в обработке Б. Немцовой, причём безымянный герой там является сыном кузнеца https://mirckazok.ru/view_post.php?id=859 Он кстати получает за службу «буйного коня», а позже убивает его и сдирает шкуру (жертвоприношение?)
А ещё одна чешская сказка про Витека из книги «Сказки золотой Праги» (Саратов, 1964) https://mirckazok.ru/view_post.php?id=832 схожа со сказкой про Марью Моревну, которую сопоставлял с календарными обрядами, в особенности от Русальной недели до Купалы (у Марьи и Кощея), а также от Егория зимнего до Масленицы и Егория вешнего (у бабы Яги).

Так вот русалии обычно начинаются с Семика (на седьмой неделе по Пасхе или седьмой день по Вознесению) и заканчиваются проводами русалки, либо коня. В самой сказке «проводы» и вызволение Марьи Моревны (Морены у западных славян) связаны с конями (как и Егорьевы дни). У чехов ряженые «кобылой», олицетворяющей страшную Перехту (нем. Berchta) и называемой также Brůna (церковнослав. бронъ - белый) или Šiml (нем. Schimmel - конь светлой масти, плесень, с чем связывают и имя Schemming) ходят под Рождество и на Масленицу, а на Троицу устраивали «королевские игры» с выбором на скачках короля, которого сажали на белого коня, а потом казнили (как Кощей Ивана).
А может быть не Семик был назван по седьмой неделе или дню от церковных праздников, но по созвучию просто приурочен к соответствующим датам? Сравни, как Русалку / Коня представляли либо ряженные, либо в виде чучела, так на Владимирщине рядились в Семика и Семичиху, а в Нижегородчине делали их чучела, которых также «провожали» как и Русалку / Коня.

На Рязанщине «провожаемую» Русалку звали Чамкой (как будто от морд. «маска, личина»), а в Псковщине «шамком» по В. Далю называли рыхлый кочан капусты. Сравни, в южнорусских областях кумление на Семик сопровождалось «крещением» кукушки, которую на Петровское заговенье (конец Русалий) также «провожали» или «хоронили», причём по поверьям она скрывалась в капусте (в которую в Гомельщине бросали венки с проводов Русалки) или превращалась в ястреба, «ястребухой» или «шуляком» (укр. коршун) назывались незавязавшиеся кочаны капусты. Добавлю ещё, что в одной из разновидностей карточного «Козла» главные козыри (дама и шестёрка крестей) называют Шамка и Шамок.
С коршуном же, который по поверьям просит пить, связывал пленённого Кощея, просившего пить, а также запрет на использование воды на Семик. А с «изгнанием» и «похоронами» коршуна, которые на Украине совершались на Петровское заговенье (конец весны - начало лета), а также «казнью коршуна», которую у кашубов устраивали на Иванов день (Купалу) или за три недели до него, связывал освобождение Кощея. В русских играх «в коршуна» он гонялся за детьми, которые его капусту поломали, а потом его тоже «хоронили».
Вот такие мысли, насчёт коня Шемика..

Reply

svatopolk September 8 2019, 23:01:42 UTC
Сам Дитрих на Руси был весьма известен. Новгородский летописец под 1204 годом упоминает «Маркоса от Рима, во граде Берне, идеже бе жил поганый злый Дедрик». Причем, как видно, Дедрик выступает в качестве пояснения, то есть подразумевается, что читателю он хорошо известен.

Сказка “Jak Vítek dobyl princezny” была записана в этнографической экспедиции в Крконошах. Сборник (1923 года), в котором она вышла, к сожалению, в сети отсутствует (по ссылке только оглавление с переиздания 1964)
http://pohadkoslovi.wz.cz/LUS/Lidove-povidky-z-Podkrkonosi-1-1964.html

Поразительное соответствие Семик - Šemík + образ коня!
Относительно кобылы, которую водят под рождество - сравни английское «nightmare» с чешским «nocní můra» (ночной кошмар).
Кстати, есть примечательный заговор от этого ночного кошмара/демона:
«Můro můro muří
nepřicházej k mému loži -
Dokud nespočítáš
vlasy na hlavě,
listy v trávě -
kapky vody v moři
a písek v největším pohoří.
Tomu tělu pokoj
dej k tomu dej.»
http://povestnebachorkymlb.blogspot.com/2016/08/o-mure.html?m=1
Насколько помню, в русских сказках и быличках от черта избавлялись примерно так же.

Об обрядах, связанных с Чамкой есть неплохой документальный фильм (вывод там, правда, так себе - дескать, это образ древней мордовской (или какой там?) речной богини и восходит куда-то аж к бронзе, но материалы все равно интересные).

А вот к чему бы тут была капуста? Может быть, аналогия кочан - голова?

Reply


Leave a comment

Up