Чешские ходы и идея в порядке общего бреда

Jun 21, 2018 13:17


На дальнем западе Чешской республики есть область, известная под названием Ходско.


Сейчас ее жители почти никак не выделяются среди прочих граждан, но так было не всегда.

В Средние века здесь проходила земская граница с Баварией, соседство это было беспокойное, и ее надо было как следует охранять. Этим и занимались местные жители - так называемые «ходы». А штука тут в том, что эти самые местные жители - не очень-то и местные. Но обо всем по порядку.

Итак, ходы, проживая на самой баварской границе, проходившей по густому лесу, выполняли функцию пограничной стражи: следили за перемещением сил противника, устраивали для них засеки и ловушки, при случае - давали бой, а в мирное время отслеживали и провожали на таможню купцов. За это они, подчиняющиеся только и исключительно князю/королю, были освобождены от поборов, а так же пользовались широкими привелегиями в части использования местных ресурсов, то есть могли невозбранно валить лес, охотиться и ловить рыбу где, когда и как им вздумается. Продолжалось такое житье вплоть до 16. века, когда крупные землевладельцы после массы стычек, забастовок и восстаний все-таки прижали ходов к ногтю и сделали их обычными крепостными.

Происхождение

Википедия называет несколько версий происхождения ходов: потомки пленных, захваченных в Польше чешским князем Бржетиславом в 1039 году, наследники такой же старой, как сама Чехия, «земской стражи», набские сербы, принятые под руку еще Болеславом Грозным... версия, по которой ходы - пленники Пржемысла Оттакара 2. из южной Словакии, в википедии отсутствует, но также имеет своих сторонников. Единого мнения нет, однако гипотеза об их восточном (относительно, конечно) происхождении заслуживает большего доверия в силу особенностей местного диалекта, которые зафиксировал в 19. столетии профессор Й. Грушка (J. F. Hruška - Stav hlásek vůbec v podřečí chodském; Listy filologické XVIII, 1891, s. 41. J. F. Hruška - Dialektický slovník chodský, 1907). Например, глагол «быть» в прошедшем времени у них в то время звучал как «було, бул, була» вместо чешского «было, был, была»; вместо «млга» (туман) они произносили «мгла»; долгое твердое «и» на конце слов часто йотировалось, и слова типа «který, dobrý, chudý» превращались в «kterej, dobrej, chudej». Есть и многие другие особенности, указывающие, что предки ходов пришли в эти места откуда-то с востока. Но вот откуда именно они пришли и кем были? Дело в том, что у польской версии есть серьезный изъян: она не учитывает тот факт, что сами ходы упоминаются в документах только с начала 14. века (например, «Далимилова хроника» говорит о них - «i káza Chodóm o Němcích i o sobě les zarúbiti» - как о чем-то само собой разумеющемся), а названия их поселений (Stráž, Tlumačov, Mrákov, Starý Klíčov, Chodská Lhota, Pocinovice, Klenčí, Chodov, Újezd, Draženov, Postřekov, Horosedla) не могли возникнуть раньше 12. века, скорее же всего - в 13. Значит, походы на Польшу 11. века, скорее всего, отпадают. С другой стороны, отвечающая этому условию южнословацкая версия не учитывает языковые особенности ходов, для которых словаки оказываются «недостаточно восточными». По той же причине не подходит и серболужицкая версия. Сам профессор Грушка, доктор Роубик и другие ученые придерживались гипотезы о том, что ходы возникли внутри чешского этноса, будучи его представителями изначально. Эта версия имеет наибольшее число последователей, хотя не объясняет диалектные особенности (да и вообще ничего не объясняет).

Идея в порядке общего бреда

Если мы посмотрим на восточно-славянские народы в интересующий нас период времени, то увидим один, который не только имеет название, значение которого практически совпадает с этнонимом обитателей баварского пограничья, но и исчезает со страниц источников именно тогда, когда в Чехии неведомо откуда возникают ходы. Я говорю о бродниках.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Бродники

Очевидно, что название их связано с глаголом «бродить», тогда как этноним «ходы» отсылает нас к глаголу «ходить». Все упоминания бродников в русских источниках связаны исключительно с военными конфликтами. Далее, согласно письму папы Григория 9., в 1227 году бродникам (Brodnic terra) им был поставлен архиепископ, что подразумевает католическое вероисповедание по крайней мере какой-то части этого народа, что значительно упростило бы их переселение к чешским единоверцам. Кстати, переход в католичество лишь небольшого числа бродников объяснил бы наименование «неверные», которое использует Бела 4. по отношению к русским и бродникам в 1254 году. Собственно, в 13. же веке упоминания бродников прекращаются, зато в Чехии неведомо откуда появляются ходы, говорящие с сильным восточно-славянским акцентом, но никак не отличающиеся от местных жителей вероисповеданием (во всяком случае, информации об этом нет). При этом селятся они на периферии, точно так же, как жили бродники, а буквально через несколько десятилетий (14-15 вв) в этих местах даже среди дворян возникает мода на имена типа «(Д)Непр» и «Рус», о которых я уже писал раньше.

https://svatopolk.livejournal.com/26418.html

Возможно, виной переселению стал религиозный конфликт или приход Батыя, а возможно, и действительно вмешательство Пржемысла Оттакара 2., но, к сожалению, в силу скудности информации о бродниках доказать правильность моего предположения не представляется возможным.

По крайней мере пока...

P.S. Насколько мне известно, некоторые склонны считать бродников родоначальниками казачества, функции и привелегии которого совпадали с функциями и привелегиями ходов чуть менее, чем полностью.

история, Россия, этнография, Чехия, славяне

Previous post Next post
Up