Ранее я уже писал о чешском празднике Pálení čarodějnic - одном из самых ярких фрагментов целого комплекса древних весенних обрядов, сохранившихся до наших дней. Теперь же я хочу более-менее подробно описать и другие, не столь известные обряды, а так же привести несколько образцов народной обрядовой поэзии, посвященных этому календарному периоду.
Smrtná neděle. «Смертельное воскресенье» - название пятого воскресенья великого поста (перед пасхой). Это тот случай, когда древний праздник, очевидно, справлявшийся по солнечному календарю, оказался привязанным к календарю лунному, церковному. Вероятно, ранее он приходился на весеннее равноденствие.
Описание. В этот день чехи выносили из населенного пункта персонифицированную смерть - Mařenu, Mořenu, Mařanu или просто Smrtholku, то есть «Смертодевку» - куклу, одетую в женскую одежду. Правда, известны и такие варианты обряда, когда Mořenu делали и несли девушки, парни же выносили Smrťáka мужского пола. Обычно такая кукла изготавливалась из соломы и тряпок, украшалась лентами и насаживалась на длинное древко, верхом на котором она и покидала пределы города или деревни, где ее, как правило, бросали в воду. Однако известны и случаи, когда Смертодевку просто бросали со скал или же закапывали в землю, но в любом случае, сразу после «похорон» все участники ритуала должны были как можно скорее бежать от места упокоения смерти на безопасное расстояние. Причем тот, кто по дороге обратно споткнется, должен был в этом году тяжело заболеть, а упавший или отставший и вовсе автоматически считался уже не жильцом на этом свете. Подобное относилось и к обитателям тех домов, из которых никто не присутствовал на обряде. Далее перед возвращением в деревню участники ритуала изготавливали «Líto» («Лето» на моравском диалекте): брали молодую сосенку и украшали ее бумажными венками, цветами, изображениями святых, разноцветными лентами и яйцами-писанками. Во главе процессии с веселыми песнями Líto несли к родным пенатам, провозглашая тем самым счастье и плодородие в этом году.
Пример обрядовой песни:
Смерть несем из деревни,Новое Líto - в деревню,
Будьте, люди, веселы
С красными яичками
С желтым мазанцем.*
Да какой же мазанец
Без приправ и без яиц?
Будьте, люди, веселы
В Воскресенье Смертное:
Смерть у вас мы унесли,
Новое лето - принесли!
Встречайте Líto нарядное
И хлеба богатые.
*Мазанец - род сдобного хлеба
Известны и такие детали обряда: в некоторых областях (Zábřežsko) девушки за неделю до Смертельного Воскресенья побирались по деревням, выпрашивая горох для приготовления пучалки - блюда, для приготовления которого моченый горох обжаривают на свином сале с солью и перцем. В некоторых районах Líto приносили лишь через неделю после выноса Смерти.
К сожалению, сейчас этот обряд сохранился только на Мораве (восточные области Чехии), а участие в нем принимают главным образом дети.
Svatý Jiří. Память святого Георгия (Иржи, Юржи) отмечается 24.04. Считалось, что в этот день просыпается, «открывается» Земля и все спящее в ней: семена, змеи, ящерицы и скорпионы. Вода из источников и колодцев в этот день становилась ядовитой, употреблять можно было лишь воду, принесенную заранее. Так же говорили, что в этот день начинает петь соловей.
Любопытно, насколько сильно напоминают чешские представления о святом Иржи соответствующие поверья о Егории (Юрии) «народного православия»! Сама его связь с землей, смеменами и опасными животными - в русской версии Егория называют «Волчий пастырь». Не скорпионы, конечно, но все же. Далее - представление о том, что он должен откуда-то приехать:
Смертельное Воскресенье, куда ключи девала?
Отдала* я их, отдала святому Иржи.
Святой Иржи приказывает, Земля открывается,
Чтоб росла трава, трава зеленая.
Святой Иржи едет к нам,
По веночку нам везет,
Нам, нам, чешским девушкам!
*В чешском языке «neděle» - воскресенье - женского рода
И тут мы видим еще один аспект деятельности этого «святого». Как следует из песни, святой Иржи должен так же решить и девичьи проблемы с замужеством, каждой привезя свадьбу. Здесь хочется напомнить и о том, что некоторые ученые, в частности М.Л. Серяков, предполагают тождество «народного» Егория с богом Ярилой, который, как следует из его имени (и не только), так же связан и с «половыми вопросами» (ярить = возбуждать).
Отдельное поверье связано с четырехлистным клевером: найденный накануне праздника Иржи, он сообщал нашедшему - видимо, посредством виновника торжества, - колдовскую (и не только) силу. Еще о волшебном клевере говорили так: «Четырехлистный - на любовь, пятилистный - на детей, шестилистный - на счастье, семилистный - на смерть». Любопытно, что, видимо, по представлениям той поры, ни любовь, ни дети счастьем не являются.
И в заключении - еще несколько этнографических записей, посвященных святому Иржи.
Из Силезии:
1
Как имел святой Юржи
Конька вороного,
Выезжал он на нем
Во широко поле.
2
А ты, государь Юржи,
Загони все тучи
На высокие горы,
Где птицы поют,
Хоть каплю воды просят.
Из Моравии:
Юржи, парень молодой,
В поле с нами ехал,
Там он с нами играл,
Землю открывал.
Таков комплекс весенних чешских дохристианских ритуалов. Я сознательно не стал вносить сюда обряды, чье дохристианское происхождение вызывает у меня сомнения. Так же остался в стороне и обряд открывания родников (otevirání studánek), представляющий из себя логическое продолжение встречи святого Иржи. Как они, эти ритуалы, выглядели до крещения? Возможно ли, скажем, что пасхальное коледование, когда мужчины с пением веселых стишков хлещут прутьями-помлазками женщин, а те в ответ дают им сладости и писанки - так же часть этой обрядовой системы? Сколько еще древних обычаев и традиций растворилось во тьме веков в 1092 году с указом князя Бржетислава об изгнании с чешской земли всех волхвов, колдунов и знахарей? Мы можем лишь гадать. И бережно собирать драгоценные крохи памяти, передавая их своим потомкам.
На фото - «Славянское святилище», музей миниатюр Богеминиум, Марианские Лазни.
В заметке использованы материалы из сборника «Český rok - Jaro» Plicka, Wolf, Svolinský