«Инстербург, до востребования». Предисловие

Dec 14, 2015 00:17

Повесть 2008 года о лесбийском абьюзе, внутренней мизогинии, фашизме и внутрифеминистских проблемах.
Скачать: docx, pdf.


Последняя правка - назло «нормальным», «хорошо знающим русский язык» людям добавлены феминитивы.
Я знал_а, что эту книгу встретит молчание: для нашего умеренно-аккуратного литературного мейнстрима она скандальна настолько, что её даже не будут ругать, а для большинства лесбиянок - недостаточно бульварна либо недостаточно романтична, да ещё и посвящена бисексуалкам. Игорь Кон напоминает, что «в лесбийско-философской литературе лесбиянство обычно означало отношения гармонии и счастья, бегство от ужасов гетеросексуальности, обещание самореализации и здоровой независимости. Тьма и отчаяние, которым в прежней литературе были обречены лесбиянки, теперь проецируются на гетеросексуальных женщин, ещё не узревших света». Но в этом тексте рассказываются две реальные истории абьюза в однополых отношениях.
Агрессорками, что характерно, выступают более слабые - и физически, и психологически - женщины, и оба эпизода заканчиваются для них трагически. Затронутые в книге темы до сих пор актуальны. Ася, главная героиня, пытается бороться с внутренней мизогинией, но безуспешно: как многие спортсменки, она страдает фэтфобией, у неё присутствует комплекс «я сама добилась, а ты - нет». Она не замечает, как переходит от анархизма к социал-дарвинизму. Неприязнь к убеждениям бывшей подруги оборачивается презрением к слабым. Слабая личность - жестокая (националист_ка или БДСМ_щица) или трусливая, выливающая негатив в интернет, как Жанна, бывшая подруга Аси. Жанна, девушка, не лишённая литературного таланта, изображается скорее с сочувствием, её картонный фашизм, комическим образом сочетающийся с лесбийством и мизандрией, - следствие серьёзных ментальных проблем, от которых её могли бы спасти более опытные подруги, но предпочли над ней поглумиться.
Муж Аси - якобы феминист, начинающий знакомство с фразы «вы не такая, как эти глупые бабы». Понятно, что дальше всё будет плохо, но на дворе 2002 год, у многих феминисток нет интернета, многие тексты не переведены или не написаны. Выжив после столкновения с нацистами, он начинает презирать слабых и фактически толкает Жанну к смерти (хотя она погибает в результате несчастного случая, а не суицида), посоветовав ей покончить с собой. Другой герой - типичный «духовно богатый юноша» под тридцать, альфонс, пытающийся придать существованию смысл с помощью кухонной эзотерики; Жанна для него - одна из забавных психопаток, которых он коллекционирует.
Главы перемежаются отрывками из дневника Жанны. Мне пришлось прочесть немало блогов, которые вели люди с особенностями, чтобы смоделировать шизофренический дискурс. Некоторые фрагменты напоминают современные заметки о женском сепаратизме. Кажется, более антипсихофобного и сильнее разоблачающего интернализованную мизогинию текста я не писал_а, но, поскольку старал_ась избегать лобовых оценок и периодически менял_а оптику, повесть не все поняли правильно. Евгений Ермолин в 2009 году отмечал: «это самая масштабная заявка на мастер-классе, но смысл её приходится угадывать, продираясь через неровный текст». Да, целевая аудитория - не белые цисгендерные гетеросексуальные христиане с типично маскулинной оптикой. Остальным, пожалуй, будет проще.
В тексте частично пародируются образцы как идеалистической, так и мизогинной околофеминистской литературы, но это фишка для совсем продвинутых, не мешающая улавливать «основной» смысл всем остальным, кроме патриархальных ЦБГМ.

мифы о феминизме, заметки на полях, моя проза, критика

Previous post Next post
Up