Джемма Гэри Традиционное ведовство. Корнская книга Ремесла . Бакка

Mar 12, 2019 13:18


(C) перевод svart_ulfr



Бакка

Рогатого Бога, древнего проводника в Иной Мир, принято считать покровителем знахарей и божеством ведьм - к этому приводит нас анализ идиом и выражений, связанных со «Старым Ремеслом». В Британии старое божество деревенских колдунов часто называли «дьяволом» - так его нередко зовут сами ведьмы в разных графствах, особенно в Корнуолле.

Разумеется, «Дьявол» сельских ведьм - вовсе не библейский «Сатана»: это древнее хтоническое божество, связанное с обрядами плодородия и сменой времен года (особенно могущественное зимой и осенью), погодой (в частности, со штормами), смертью и незримыми силами, тайным знанием и колдовством.

Такое восприятие божества, как духа природы и воплощения земных тайн, очень четко прослеживается, например, в цыганском фольклоре. Бога цыгане именуют «дэвэл», а Землю - «дэ девелески», «Божья Матерь». Дороги и верования цыган нередко совпадали с путями ведьм, и неудивительно, что многие английские знахари были цыганами.

Корнуолльским ведьмам и знахарям, в частности, живущим на полуострове Пенвит, Рогатый Бог известен как «Бакка»; в Западном Девоншире его знают, как «Буки». Значение этого таинственного и превратно толкуемого божества на сегодняшний день понятно немногим. Для многих Бакка - это лишь корнуэльский гоблин или проказливый эльф, но его истинное лицо знают те избранные, кто идет по Пути Ворожея, 1 или постигает искусство знахаря 2.

Самое распространенное заблуждение - считать Бакку морским божеством. Эта версия возникла, судя по всему, из-за привычки ньюлинских рыбаков оставлять на прибрежном песке в жертву Бакке часть своего улова; не сохранившееся до наших дней местечко Парк-ан-Гроуз, «поле креста», в окрестностях Ньюлина, славилось когда-то своим каменным крестом и было центром поклонения этому божеству. К сожалению, выявить сейчас точное расположение этого места не представляется возможным. Предлагать морскому богу в дар рыбу, и так ему принадлежащую, видится мне весьма сомнительным: жертвой силам моря традиционно служили дары земли, такие как цветы или пиво. Кроме того, жертва обычно бросалась в морские волны, а не оставлялась у подножья креста на суше; как знает всякий корнец, любая оставленная на песке рыба пролежит там максимум до следующего прилива, - если ее не растащат вечно голодные чайки, что, как по волшебству, мгновенно пикируют с неба, стоит им лишь увидеть что-то съедобное.

Помимо рыбаков, подношения Бакке делали и фермеры. Для хорошего урожая, на землю выливали «глотки» эля, а через левое плечо селяне бросали кусочки хлеба. Определенные участки сельскохозяйственных угодий оставляли нетронутыми - это тоже была своего рода жертва: вместо тучных полей, эти участки становились дикими «землями Букки». Сразу вспоминается район в центре Корнуолла, неподалеку от Труро, известный как «Чибакка», то есть «жилище Букки». Сам факт почитания крестьянами морских богов видится чем-то сомнительным, и уж тем более фермеры не станут жертвовать духам моря плодородные земли. Но есть нечто, что равно заботит как рыбаков, так и фермеров, - это погода. Поэтому Бакка, скорей всего, - это божество погоды, - действительно, во многом связанной с морем.

В корнских преданиях Бакка появляется в виде таинственной пары Бакки Гвиддера и Бакки Ду - Белого Бога и Черного Бога. Бакка Ду - синоним Дьявола британских народных поверий, он ассоциируется с зимней стужей и ураганным ветром, тогда как Бакка Гвиддер связан с хорошей погодой, животворным дождем и жарким летом. Бурю в Корнуолле объясняли неистовой скачкой Бакки Ду по небесам. Долгими и холодными зимними ночами он скачет по небу на огромной вороной лошади, чьи глаза горят, будто угли, а из ноздрей вырываются клубы дыма. Эти представления роднят Бакку Ду с Дьяволом и Одином /Вотаном, скачущими во главе Дикой Охоты, которая въезжает в Корнуолл по Аббатской дороге; это последняя остановка на пути в Иной мир. Каждый из этих персонажей связан с зимой, грозовыми ночами, тайнами смерти и путешествиями в потусторонний мир и обратно:

«Его появление можно ощутить с приходом зимы, в темных, открытых всем ветрам чащах, когда штормовые ветра сотрясают верхушки деревьев и прячут холодные звезды в обрывки туч, - и люди точно знают, что он вышел на охоту…» (С) Найджел Алдкрофт Джексон, «Свирельный зов Рогатого бога»

Связь между Баккой Ду, Дьяволом и Одином прослеживается и в традициях, связанных с другим загадочным местом в Ньюлине - с Толкарном. Известный как «Камень дьявола», Толкарн представляет собой естественный выход скальных пород, расположенный высоко над церковью Святого Петра. Легенда «Дьявол в Толкарне» рассказывает о том, как нечистый решил заняться рыбной ловлей и украл сети у рыбаков Ньюлина и Маусхола. Когда владельцы хватились пропажи, в погоню за вором пустились певчие церкви Святого Петра, распевая «Символ веры» и «Отче наш». Оглушенный этой какофонией, черт споткнулся, и оставил на скале свой след и отпечаток упавших сетей. Разъяренный Дьявол завопил на преследователей: «Бакка! Бакка! Бакка!», расправил крылья и, плюясь огнем и серой, отбыл восвояси.

Другая легенда, «Толкарнский Тролль», повествует об удивительном создании, обитающем в скале «со времен финикийцев». Оно хорошо известно местным жителям как «странник Один»; рассказывают, что тролль одет в облегающую кожаную куртку с капюшоном, и утверждают, что это создание может похвастать весьма «приятной наружностью». Согласно местным поверьям, тролля можно вызвать, произнеся определенное заклятье и держа в руке три сухих листа: дубовый, терновый и ясеневый. Тролль умел видеть прошлые жизни; он мог поведать колдуну о любом жившем на свете создании.

Еще один общий элемент историй о Бакке Ду и Одине - это лошади. В традиции корнских знахарей лошадь служит средством передвижения для силы, которая таким образом путешествует по миру. Порой на коне скачет разрушительная сила, и лучший пример тому - «жердь злобы»: водруженный на шест лошадиный череп с открытой челюстью, чьи глазницы направлены на объект проклятья. Конские черепа и деревянные резные конские головы часто украшали стропила конюшни и хлева: они помещались над входом или же закапывались под порогом, выступая в качестве могущественных защитных фетишей и вместилищ для «скрытых чар». Лошадиный череп клали под кровать больного, а иногда и в саму постель. Таким образом, не вызывает сомнений, что конь почитался целителем, защитником и «транспортным средством» божественной силы.

Нередко для защиты территории использовался кобылий череп: водруженный на шест в саду, он способствовал росту трав и сельскохозяйственных культур, отпугивал вредителей, и, наконец, охранял сад. Такой обычай заставляет вспомнить об ассоциации кобылицы с богиней плодородия, и конского черепа - с ритуальным сосудом.

Посох ведьмы в Традиции нередко именуют «конем». Дело в том, что посох отождествлялся с мировым древом Иггдрасилем - известным также как «конь повешенного», или «конь Одина»: по нему можно было опуститься в Нижний Мир, посетить небеса, и отправиться в путешествие по четырем сторонам Срединного Мира, дабы овладеть его сокровищами. Таким образом, конь выступает одновременно как помощник колдуна, способный умчать его за пределы Круга Земного, и как вносимый в магический круг сосуд, наполненной силой и благодатью. Встаньте в центр круга, - и вы окунетесь в подземные воды, вознесетесь в небеса, пройдете по всем перекресткам Срединного Мира; в магическом круге проявляются три женских начала - вода, земля и воздух. С их помощью в круг призывается мужской огненный элемент и «ведьмовская сила». Три женских начала воплощены и в традиционной ведьминой метле: ясеневую ветку (воздух) с березовым веником (земля) связывает ивовая лоза (вода). Такая метла служит для хозяйки «конем», проводником огненной сексуальной энергии и транспортным средством в путешествиях меж мирам, - и выступает своеобразным «мостом», по которому можно войти в магический круг или же покинуть его.

В круге, начертанном «хитрецом», кобыла олицетворяла не только благую силу - лошадь в ритуалах отождествлялась с древком посоха или метлы, жезлом или веревкой, - но и была помощником колдуна в странствиях по иным мирам; кроме того, кобылица была символом темной богини, Дикой Охоты и ночных кошмаров. Лицо ее - череп Анку, что влечет похоронные дроги, полные душ умерших, по дороге в Иной Мир; лицо ее - совершенный лик богини плодородных земель. Крест у разных народов был связан с циклическими изменениями, путем Солнца по небосводу и с ездовым животным солярного божества. Так, в колесницу индуистского солнечного бога Сурьи запряжены семь кобылиц, чья скачка наполняет мир огненной божественной силой и заставляет сменяться времена года. Чуть ближе к Корнуоллу, в Бретани и Уэльсе сохранился обряд «Осс», в котором задействован насаженный на шест череп - ритуальный танец, когда «серые лошади», или «Мари Луид», пляшут на улицах в канун зимнего солнцестояния - в момент смерти и возрождения Солнца. Традиция «шеста Осс» известна и в западном Корнуолле, где энтузиасты сегодня стремятся ее возродить. В Пенвите «серая голова», или Пенглаз, появляется на праздниках вот уже восемнадцать лет: кобылий череп, украшенный зеленым венком и задрапированный тряпками, заслуженно привлекает внимание зрителей, когда его торжественно несут по улицам. Примечательно, что на одном празднике этот череп стал известен под именем «Бакка». При этом Пенглаз/ Осс - фигура весьма загадочная: мы в полной мере не можем постичь весь ее символизм, но определенных успехов в этом познании, судя по всему, достигли. Сложно говорить об абсолютном сходстве, но можно сравнить «серую голову» с мифологической кобылицей, вспомнить о конском черепе - могущественном обереге и сосуде для божественной силы, и упомянуть скакунов Одина, Дьявола, и Бакки Ду.

В ковене «Роз ан Бакка», равно как и в других корнуолльских общинах, Бакка Ду почитается как владыка бурь, связанный с зимой, Иным миром, нашим бессознательным, темным и защитным колдовством и новолунием. Его царствование длится от Аллантайда 3 до Майского дня. Бакка Гвиддер, правивший с Майского дня до Аллантайда, был светлым богом лета, ясной погоды, живительного дождя, благой и целительной магии и полной Луны. Однако и Бакка Ду, и Бакка Гвиддер считались божествами непредсказуемыми и проказливыми (напоминая тем самым об изменчивой погоде Корнуолла). Бакка Ду связан с самоанализом, - лишь прибегнув к методу интроспекции, мы можем встретиться с потаенными, животными, противоречивыми аспектами нашей собственной личности.

Божественная пара Бакка Гвиддер и Бакка Ду - воплощение противоборствующих сил; их поединок - во Вселенной и внутри нас, - будет длиться вечно; они словно «изнанка» друг друга - свет и тьма, жизнь и смерть, расцвет и увядание, высшее и низшее… этот список можно продолжать бесконечно. Многое можно понять, размышляя о противостоянии Бакки Ду и Бакки Гвиддера; оба силы неразрывно связаны меж собой, и одна вечно порождает другую: свет появляется во тьме, жизнь завершается смертью, а расцвет - увяданием, - и, как учат нас древние, «что наверху - то и внизу»… Осознав это, понимаешь, что вечные противоположности - это участники единого процесса; начало и конец пути - это сам путь, а противоположные точки круга - сам круг. В этом смысле, можно говорить о том, что Бакка Гвиддер - это Бакка Ду, и наоборот.

В конечном счете, мы сталкиваемся с мистической триадой - ведь Бакка Ду и Бакка Гвидер объединяются в Бакку Гама: Великого Бакку, рогатого андрогина, саббатического Козла и божество ведьм. Для кого-то он остается просто «Баккой», единым божеством, обладающим двумя противоположными ипостасями - известными как Бакка Гвиддер и Бакка Ду. Бакка - это разрешение всех противоположностей; свеча между его рогов - это божественный свет, озаряющий Путь Хитреца, и мистическое состояние «однонаправленности ума» - безусловная цель всякой ведьмы. Такого состояния можно добиться, разрешив все противоречия и обретя внутреннюю целостность, покончив тем самым с поляризацией, что практикуется во многих общинах: противоположности словно бы помещают на разных концах огромного воображаемого столпа. Ворожей, обращаясь к практикам духовной алхимии, в своих ритуалах стремится одновременно быть мужчиной и женщиной, светом и тьмой, высшим и низшим. Достичь подобного - то же самое, что и «стать богом»; непростая задача, но ведь и сам Путь Хитреца - это путешествие к свету мудрости, горящему меж рогами противоположностей.

Андрогин, Гермафродит, Ребис, «двойная материя» - предмет давних поисков алхимиков, которым соединение противоположностей помогало найти «сокровенный камень» («occultum lapidem») - по мнению многих, позволяющий обрести «все премудрости». Однако почитание Андрогина или Гермафродита как божества в современных оккультных кругах встречается нечасто. Вероятно, самый известный пример божественного андрогина - это Бафомет, нарисованный Элифасом Леви.

Поклонение божественному козлу было широко распространено по всему миру, и среди современных ведьм и ковенов этот образ по-прежнему весьма почитаем, хотя истинный смысл горящей меж рогов свечи многими уже позабыт.

Следует ли возводить происхождение Бакки к античному гермафродиту или дуалистическому божеству в обличье козла? В Британии можно встретить персонажей с очень похожими именами (возможно, имеющими общее происхождение) - Бука, Пука и Пак: последние два имени до сих пор используются в Ирландии как синоним слова «козел». Похожие существа населяют и другие страны Европы: так, ведьмы северной Италии почитают духа природы в облике большого красного козла с белым пятном между рогов - возможно, оно символизирует «свет мудрости». Этот дух известен под разными именами: Би, Бекко, Бук и Букан. В Швеции сохранилась мистерия Буккервайс, в которой ряженые рассказывают историю умирающего и воскресающего бога-козла, супруга майской королевы. В славянском язычестве есть боги-близнецы Белобог, или «белый бог», и его «тень» - Чернобог, или «черный бог»: возможно, слова «бог» и «бакка» являются однокоренными.

«Рогатый Бакка, тёмный и светозарный, божественный андрогин, будь в каждом сердце и на кончике всякого языка, - потому что вновь настало время, как это было раньше и как будет впредь» (С) Джек Доу

«Груди Венеры и чресла Пана,
Античный мир знал тебя как Бога-Богиню.
Таинственный гермафродит,
Обретенный в древнем священном танце»

(С) Дорин Валиент, «Гермафродит Всебожественный»

---

1 Английское Pellar - «прорицатель», «целитель». Термин пущен в оборот Робертом Кокрейном, основателем «клана Тубал Каина»
2 Английское Cunning (folk) - «хитрец» в контексте «знахарь», «мудрый человек»
3 Корнуолльское название «Дня Всех Святых»

ведьмы, Дикая Охота, мои переводы, язычество, Англия, кельты, колдовство, цыгане, германцы, Джемма Гари, Корнуолл, мифология, Один, лошади, Ирландия, античность, алхимия, Скандинавия

Previous post Next post
Up