Рене Грюндер. Неоязычество в Германии

Jul 03, 2016 14:25

4. Тенденции развития и перспективы

Чтобы дать прогноз на будущее, следует выделить три основных тенденции в развитии неоязыческих религий:

1) Международное распространение и плюрализация языческих форм вероисповедания.

Сегодня, благодаря развитию средств массовой информации и коммуникации, группы, исповедывающие германское язычество уже давно, встречаются не только в странах с немецкоязычным населением, но и, например, во Франции, Испании, Аргентине и Бразилии. Вместе с тем эллинистические, римские и кельтские формы религии приобретают возрастающую популярность в Германии. Наряду с этим раз в два года немецкие асатру-группы совместно с другими западноевропейскими и скандинавскими общинами собираются в «Международном летнем асатру-лагере» (IASC) в Северной Германии или Дании. Кроме
того, немецкие делегаты сотрудничают с созданным в 1997 году Международным конгрессом этнических религий (WCER), переименованным в 2010 году в Европейский конгресс этнических религий (ECER).

2) Дифференциация неоязычества на индивидуальный спиритуализм и новую этническую религиозность.

С середины 1990-х годов наблюдается общемировая тенденция к дифференциации между новыми этническими (национальными) религиями и индивидуалистическим и эклектическим по своему характеру неопаганизмом. В Германии граница между этими двумя формами отчѐтливо видна на примере движений германского неоязыческого спектра. В то время как некоторые группы вполне определѐнно позиционируют себя как последователей этнической религии, другие отклоняют подобную интерпретацию своих убеждений
касательно национальной составляющей. Камнем преткновения всегда является вопрос о возможности членства в этих объединениях: можно ли признать «немецким язычником» только немца по происхождению или же любого человека, услышавшего «зов богов»?

3) Безуспешность усилий, направленных на признание со стороны государства.

В отличие от многих скандинавских стран, а также стран Балтии, в Германии не стоит ожидать признания неоязыческих групп в качестве равноправных по сравнению с христианскими церквями религиозных общин. До сих пор официального статуса «общественно-правового объединения» удалось добиться только лишь «свидетелям Иеговы» и одной исламской общине. В качестве причин этого следует назвать сильное влияние
христианских церквей на внутреннюю политику, а также культурное самосознание Германии, которое можно определить как христианско-гуманистическое. Кроме того, неоязычество пока очень слабо институционализировано и не имеет национального руководящего органа, который мог бы эффективно представлять интересы неоязычников, несмотря на то, что в 2001 - 2005 годах и позднее прилагались некоторые усилия в этом направлении. Преобладающей формой организации неоязычников в обозримом будущем останется, пожалуй, «объединение, зарегистрированное в рамках гражданского права» 4,
которое, в случае признания его некоммерческим объединением, имеет право на некоторые
налоговые льготы. В заключение можно предположить, что неоязыческие движения не смогут развернуть широкую общественную деятельность в Германии именно из-за своего многообразия и слабой организованности. Это относится как к правоэкстремистским расистским группам, за которыми наблюдают спецслужбы, так и к язычникам- универсалистам, которые относят себя к приверженцам индивидуализированной религии.

При этом риски отторжения неоязычников со стороны общества в настоящее время следует расценивать как низкие, поскольку тема «девиантной/опасной религии» в Германии сейчас связана скорее с исламскими группировками. И поскольку прирост численности членов неоязыческих общин застопорился и остаѐтся на уровне 2000 года, то говорить о новом буме неоязычества в Германии не приходится.

Список литературы

1) CENSUS 2011 - 2011 Census Prospectus (http://www.ons.gov.uk/ons/guidemethod/census/2011/census-data/2011-census-prospectus/index.html) [15.11.2013].

2) Daim 1991 - Daim Wilfried. Der Mann, der Hitler die Ideen gab. Die sektierischen Grundlagen des Nationalsozialismus. Berlin (Ost): Dietz, 1991.

3) Fischer 2007 - Fischer Kathrin. Das Wiccatum. Volkskundliche Nachforschungen zu heidnischen Hexen im deutschsprachigen Raum. Grenzüberschreitungen Bd. 3. Würzburg: Ergon,2007.

4) Goodrick-Clarke 1985 - Goodrick-Clarke Nicholas. The Occult Roots of Nazism: The Ariosophists of Austria and Germany, 1890-1935. Wellingborough: Aquarian Press, 1985.

5) Gründer 2008 - Gründer René. Germanisches (Neu-)Heidentum in Deutschland. Entstehung, Struktur und Symbolsystem eines alternativreligiösen Feldes. PeriLog - Freiburger Beiträge zur Kultur- und Sozialforschung Bd. 2. Berlin: Logos, 2008.

6) Gründer 2010 - Gründer René. Blótgemeinschaften. Eine Religionsethnografie des‚germanischen Neuheidentums‘. Grenzüberschreitungen Bd. 9. Würzburg: Ergon, 2010.

7) Gründer/Schetsche/Schmied-Knittel 2009 - Gründer René, Schetsche Michael, Schmied-Knittel Ina (Hrsg.). Der andere Glaube. Europäische Alternativreligionen zwischen heidnischer Spiritualität und christlicher Leitkultur. Grenzüberschreitungen Bd. 8. Würzburg: Ergon, 2009.

8) Haack 1983 - Haack Friedrich-Wilhelm. Blut-Mythus und Rasse-Religion. Neugermanische und deutsch-völkische Religiosität. München: Evangelischer Presseverband, 1983.

9) Hengst 2011 - Hengst Yvonne. Einstellung Neuer Heiden zur Natur (Master Thesis). (http://www.freidok.uni-freiburg.de/volltexte/8450/pdf/Hengst_2011_Einstellung_neuer_Heiden_Natur_END.pdf) [15.11.2013].

10) Mayer 2003 - Mayer Gerhard. Schamanismus in Deutschland. Konzepte - Praktiken - Erfahrungen. Grenzüberschreitungen Bd. 2. Würzburg: Ergon, 2003.

11) Mayer 2008 - Mayer Gerhard. Arkane Welten. Biografien, Erfahrungen und Praktiken zeitgenössischer Magier. Grenzüberschreitungen Bd. 6. Würzburg: Ergon, 2008.

12) Nanko 1993 - Nanko Ulrich. Die Deutsche Glaubensbewegung. Eine historische und soziologische Untersuchung. Religionswissenschaftliche Reihe Bd. 4. Marburg: Diagonal, 1993.

13) Schlund 1924 - Schlund Erhard. Neugermanisches Heidentum im heutigen Deutschland. (Reprint). Asgard Edition 4; Augsburg: Maro, 1924.

14) Schnurbein 1992 - Schnurbein Stefanie von. Religion als Kulturkritik. Neugermanisches Heidentum im 20. Jahrhundert. Heidelberg: Winter, 1992.

15) Schrupp 1997 - Schrupp Antje. Die Neuheiden. Von neuen Heiden und alten Göttern. Hexen,
Magier und Druiden. Götter zum Anfassen. Frankfurt a. M.: Gemeinschaftswerk der evangelischen
Publizistik, 1997.

16) Usarski 2001 - Usarski Frank. Das Problem religionswissenschaftlicher „Verzerrungen― am
Beispiel „völkischer Religiosität―. In: Schnurbein, Stefanie von / Ulbricht, Justus (Hrsg.): Völkische Religion und Krisen der Moderne. Entwürfe‚ arteigener Glaubenssysteme seit der
Jahrhundertwende. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2001. - S. 41-55.

17) Weißmann 1991 - Weißmann Karlheinz. Druiden, Goden, Weise Frauen. Zurück zu Europas alten Göttern. Freiburg: Herder, 1991.

1. Полное название журнала - «Ostara, Briefbücherei der Blonden und Mannesrechtler» (прим. пер.).

2 Смысл нем. Artgemeinschaft можно приблизительно передать как «сообщество приверженцев своего родного образа жизни», что в некоторой степени перекликается с недавно появившимися в ряде славянских языков словами «родноверие» или «родоверие» (прим. пер.).

3 Нем. Goden-Orden, от исл. goði - термина, использовавшегося в древней Скандинавии для обозначения людей, облечѐнных властными и религиозными полномочиями. В современных ответвлениях германского
неоязычества этот термин часто используется для обозначения жрецов, подобно слову «волхв» в славянском неоязычестве (прим. пер.).

4 «Eingetragene Verein bürgerlichen Rechts» (e.V.).

(С) Перевод с немецкого О. Аладышкиной и А. Бескова

немцы, статья, XX век, Германия, язычество

Previous post Next post
Up