Рунический «молот Тора» из Кобелева (остров Лолланн)

May 29, 2016 14:26



Молоток - работа мастерской "Скупая Хель" (СПб)

Цепь - LOM history (Москва)

(C) перевод svart_ulfr

«Небольшой амулет в виде «молота Тора», датируемый X веком, обнаружили в ходе недавних раскопок на датском острове Лолланн. По Северной Европе найдено больше тысячи подобных украшений, но подвеска из Лоллана - единственный амулет с рунической надписью» (Журнал «PASTHORIZONS», «Молот Тора [воскресенье, 29 июня 2014].

Согласно данным блога «История» (http://www.thehistoryblog.com), вооруженный металлоискателем археолог-любитель Торбен Христьянсен сообщил о своей находке в местный Музей Лоллана и Фальстера: кураторы музея и датировали молоток X веком. Амулет отлит из бронзы, но при этом имеются остатки серебряного или оловянного покрытия и золотой плакировки, некогда его украшавший. Одна сторона рукояти молота декорирована узорным переплетением, на другой была обнаружена руническая надпись из семи знаков. Таким образом, перед нами - первый на сегодняшний день «молот Тора» с рунической надписью. Из-за крошечного размера рун - от трех до семи миллиметров в высоту - и из-за сильной корродированности амулета, смотрители музея направили амулет к специалистам Национального музея Дании, чтобы те помогли расшифровать загадочную надпись. Изучив находку под микроскопом, музейный рунолог Лисбет Имер сумела расшифровать надпись, пойдя при этом по самому простому пути: она интерпретировала надпись как «Hmar is x» - что в современном датском обозначает «Это молот» («Х» в данном случае - не буква, а разделитель между двумя словами).

Налицо сразу две ошибки. Автор пропустил одну букву в слове «молот» и переставил назад букву «с», как, например, в названии «Toys-R-Us». Возможно, эти ошибки - следствие неграмотности резчика, или ограниченного пространства амулета, куда наносились руны. Но даже если грамотность резчика и оставляла желать лучшего, в обществе, где умение писать ценилось очень высоко, он все равно был очень уважаемым человеком»

Что же касается, рунической надписи, то, по версии «PASTHORIZONS», - видимо, основанной на обзоре Лисбет Имер: «Резчик, из-под руки которого вышла эта надпись, определенно не был знатоком своего дела - ведь написать следовало бы «hamar». Кроме того, последняя руна перевернута».

Мы рискнем прокомментировать это странное написание. Как насчет варианта «DIS IS HAMAR»? Если посмотреть на надпись с этой стороны, то конструкция «H M A x I S» выглядит куда более продуманной. Это могло бы связать амулет с источником магической силы - в данном случае с Мьёлльниром, волшебным молотом бога-громовержца Тора.

Вставив бессмысленный символ (X) и пропустив одну букву «А» в слове «hamar», автор поставил руну «райдо» ( R ) в центр формулы, окружив ее рунами H и S; смысл этого действия становится еще более очевидным, если мы вспомним, что последняя руна перевернута - этот прием вовсе не стоит считать чем-то уникальным.

Если мы посмотрим на эту формулу с нумерологической точки зрения (то есть посмотрим на числовой эквивалент этих шести рун, который зависит от порядкового места руны в Младшем Футарке) (7 + 14 + 4 + 5 + х + 9 + 11), то бы получаем 50, то бишь взятую десять раз пятерку. Пятой по счету является руна [R] «райдо» - кажущаяся здесь излишне большой и занимающей центральное положение в надписи. Таким образом, последовательность рун зависит от смыслового значения руны «райдо» - «ехать верхом», прослеживающегося в производном от него староанглийском «rad» и в устойчивом сочетании «Thunorrad» - «скачка Тунора», т.е. «раскат грома»: это память о бронированной колеснице Тора, которая и издает этот грохот, перемещаясь по небу. О, как это приличествует Мьёлльниру, порождающему вспышки молний! 2

Если мы посмотрим на некоторые руны с «лолланнского молотка», то они вполне уместны для амулета, призванного защитить своего владельца в бою. Разумеется, любой воин мечтал о победе, но в урочный час он должен был погибнуть в бою, чтобы попасть после смерти в Вальхаллу, чертог героев. Смерть в своей постели неизбежно сулила посмертное пребывание в Хель, царстве мертвых.

Первая руна, [H] «хагалаз» (древнескандинавское hagall - «град») напоминает об опасностях для живых и неизбежной смерти, тогда как последняя руна - «соулу» («солнце») может сулить жизнь для павшего в битве, сраженного молотом Тора, который вызывает руна «райдо» (reidh - «поездка», но в данном случае - «грохот колесницы Тора»). Мы можем развить нашу мысль, изучив остальные руны: руна [M] «манназ» (madhr - «человек») обозначает «человеческое бытие», [A] «йеро» (ár) - «год» или «урожай», и, наконец, [I] «иса» (íss - «лед») здесь олицетворяет смерть.

Рискуя быть обвиненными в подтасовке, мы все таки выдвинем свою версию: «опасна [H] жизнь человека [М], когда настанет его время [A]. Молния Тора [R] бьет (или помогает нанести удар), что дарует гибель в бою [I]. (?) Эта гибель сулит (посмертную) жизнь [S] в Вальхалле, среди эйнхериев».

Если бы с подобной трактовкой выступили только мы, она выглядела бы несколько авантюрной, но неожиданно к нам на помощь приходит известный артефакт, «ларец Фрэнкса»

Мы не можем уверенно говорить о том, создают ли чары амулета «путь Вирда» для его владельца, или же для его врагов.

В связи с этим, подумаем о количестве символов на «лолланнском молоте». Перед нами 6 рун, в сумме дающие число 50 (10 х 5). Но всего на амулете 7 символов - число, которое вполне соответствует «опасной» руне «хагалаз». Таким образом, количество символов (7) предупреждает нас о смертельной опасности, а их сумма (50) объясняет, откуда ее стоит ждать или, быть может, как ее отвести.
Среди изображений с «ларца Фрэнкса» есть интересные параллели этой рунической формуле. Точно так же, руна «райдо» - [R], первая буква в именах близнецов Ромула и Рема, детей римского бога войны Марса - означает «ехать на войну». Близнецы нередко изображались в сопровождении двух волков - вероятный намек на Гери и Фреки, спутников Водена, германского «коллеги» Марса.

Другая сцена изображает смерть воина и его возрождение в Вальгалле. В надписи на ларце Herh -os (божество) обозначает «конец», [A] и [E] управляют судьбой, и завершающая [S] дарует вознесение в Вальгаллу. Текст (частично закодированный, чтобы скрытые в нем чары не возымели действие раньше срока) состоит из аллитерированных рун, призванных даровать желанную судьбу :

herh os sitæþ on hærmberge


agl(ac) drigiþ swa hir i erta e gisgraf


særden sorgæ and sefa tornæ



О последовательности рун в сочетании H I R / I / E R T А трудно утверждать что-то определенное; вполне возможно даже и прочтение «I E R T А». В этом случае мы приближаемся к последовательности H A I S, напоминающей H M A R I S с нашего амулета.

Между лолланским амулетом и резным ларцом есть и еще одна параллель: валькнут, связанный с Воденом (Одином) узел павших, которые встречается на «ларца Фрэнкса» несколько раз - два раза под копытами коня, несущего в Вальгаллу погибшего героя, два раза на крышке, и еще один валькнут мы видим позади фигуры последнего волхва, несущего в дар Христу мирру, символ смерти (дело в том, что она использовалась при бальзамировке).

Можно провести параллель с этими пятью узлами и теми, что украшают древко лолланского амулета: один из них ясно виден под надписью, а второй, сильно поврежденный коррозией, на обратной стороне молотка: едва ли в этом переплетении следует видеть простой орнамент.

Подведем итоги: H - руна Хагалаз - первая в загадочном слове Herh -os - знаменует неблагоприятную судьбу, которую предотвращают руны A (закодированная) и Е (закодированная); завершает дело аллитерированная S - руна Соулу, намек на загробную жизнь в Вальгалле. Кстати сказать, сумма этих рун в аллитерации составляет 110: эта величина повторяется и во многие других формулах, расположенных на гранях ларца.

Совпадение это, или нет, но герой Хельги умирает в объятиях своей валькирии Сигрун…




руны, мои переводы, Тор, археология, Скандинавия, язычество

Previous post Next post
Up