Жан Фрис. Божественный котел. Руководство по магии кельтов

Oct 04, 2014 19:57


(C) перевод svart_ulfr

Деревья-компаньоны

Я - хранилище песен; я - сочинитель;
Я люблю высокие деревья, что даруют защиту свыше (Книга Талиесина 3)

В традиции бардов Британии мы видим то же, что и в огамическом алфавите - глубокий поток любви, благоговения и почитание деревьев, что создают сам лик земли. Поклонение деревьям, целительство и колдовство тесно связаны, и образуют смесь из знаний и мифов, некогда жизненно важную для наших предков. В своем почитании и любви к деревьям кельты очень похожи на германцев. Согласно Эдде, первых людей создал Один, сделавший мужчину из ясеня, а женщину из вяза или ольхи (разночтения объясняются трудностями перевода). Тацит в трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии» упоминает священные рощи, где описанные им «германцы» поклоняются богам и держат своих идолов и «особые знаки». Согласно Тациту, они «находят, что вследствие величия небожителей богов невозможно ни заключить внутри стен, ни придать им какие-либо черты сходства с человеческим обликом». То же самое писали о жителях Галии и Британии - конечно, если можно доверять описаниям богослужений друидов под открытым небом, в укромных лесных долинах и священных рощах. Но это не вполне верно - судя по всему, у некоторых племен были небольшие храмовые сооружения или святилища, и удивительные деревянные идолы - иногда человекоподобные, иногда абстрактные: их поднимают со дна болот, где они находятся на консервации. Но вне зависимости от наличия или отсутствия идолов и храмов, особые священные леса играют важную роль в религиях Центральной Европы. Учитывайте, что литературные «германцы» не всегда являются таковыми, в силу искусственности самого термина, который с легкостью применялся к любым обитателям римских провинций Нижняя и Верхняя Германия, включая кельтоязычные племена.

Если верить нашим источникам, то такие рощи были священными местами, где друиды Галии и Британии совершали обряды и приносили жертвы. Даже ранняя церковная архитектура позаимствовала толику этого почитания, судя по тому, как часто колонны и кровлю украшали символические ветви и листья. Как бы то ни было, деревья и знания о них были необходимы для самого людского выживания. Культура была так тесно связана с лесом, что знание древесной медицины, свойств растений и магии деревьев вошло в плоть и кровь целых народов. В ранних культурах не было четких различий между медициной и магией. Лес одновременно был благословеньем и таил множество опасностей, и очевидно, что представления о деревьях у разных племен разнились, в зависимости от того, где жили эти люди: на ветреных взгорьях, в краю болот или же в лесной чаще на берегу реки, где так легко заблудиться.

В этой главе я расскажу о фольклорной традиции, касающейся деревьев. Барды и поэты, почитавшиеся как мудрецы, многое знали и о зеленом мире. Если мы хотим реконструировать представления этой эпохи, то сразу столкнемся с проблемой: до нас дошло слишком мало достоверных сведений. Как правило, знания о деревьях сохранились в виде бесчисленных народных обычаев, но почти невозможно вычленить конкретно кельтские или конкретно германские элементы. Я предлагаю вашему вниманию небольшой справочник по деревьям, составленный на основании материалов Центральной и Западной Европы. Вероятно, это не совсем совпадает с представлениями о деревьях британских бардов и ирландских филидов. Расхождения бытовали даже между последними - так что уж говорить о континенте, где смешение культур и церковные гонения на язычество были гораздо значительней? Ранние источники по данной теме редки, а подчас еще и искажены вкраплением легенд, приводимых греческими и римскими авторами, которых многие средневековые ученые знали лучше, чем предания крестьян собственной земли. Там не менее, имеющаяся информация позволяет создать довольно полное представление о связанных с деревьями поверьях. Возьмите их в качестве примера и используйте, чтобы сформулировать правила вашего личного древесного алфавита, классифицировать священных и колдовских лесных духов. Это не просто инновационный синкретизм, а, возможно, лучший способ оживить лесные сказания, и в этом качестве он похож на непосредственное озарение бардов. Добавлю, что к величайшему сожалению, большинство из ранних легенд (речь идет о средневековых легендах, а не о бесчисленных мифах, столь популярных в первобытных культурах, - со временем они оказались позабыты и искажены) дошли до нас не полностью; особенно это заметно там, где речь заходит о времени и месте их возникновения. Мало кто из средневековых авторов удосужился привести свои источники, но и когда мы изучаем книги о народных обычаях, написанные за последнее столетие, то порой сталкиваемся со столь же вопиющей небрежностью авторов. Для простоты деревья перечисляются в современном алфавитном порядке, а не по какому-либо из огамических алфавитов. Несколько растений были включены в структуру огамических алфавитов как деревья.

Ш = шотландский фольклор
И = ирландский фольклор
Б = британский фольклор
Г = германоязычные страны
С = скандинавский фольклор
КТ= Книга Талиесина
ККХ = Красная Книга Хергеста (перевод Скина)
ЧКК = Чёрная Книга из Кармартена (перевод Скина)
КА = Книга Анейрина (перевод Скина)
СГ = приписывается провидцу Суибне Гельту, перевод Мерфи

огам, растения, мои переводы, Ирландия, Рим, Англия, кельты, Европа, германцы, деревья, Фрис, Один, Шотландия

Previous post Next post
Up