(C) перевод
svart_ulfr Розарий смерти
Если новены поклонники Санта Муэрте обычно читают в одиночку подле домашних алтарей, то второй тип молитв служит отличным примером коллективного отправления культа. Новшество «крестной матери» культа, Доны Кеты, розарий (эль росарио) - это адаптация католической серии молитв в честь Богородицы. Как и католики, Санта Муэртисты могут читать розарий и в одиночестве, в собственном доме, но, став коллективной и публичной, именно эта молитва составила один из важнейших ритуалов культа в целом. Дона Кета организовала первый публичный розарий в своем храме в 2002 году, и с тех пор эта практика распространилась по всей столице и по стране. В одном только Мехико тысячи верующих участвуют во множестве таких молений, проводимых ежемесячно в таких частях города, как протяженные окрестности Истапалапы и уже упоминавшийся Тепито.
Старейший и популярнейший, ежемесячный розарий Доны Кеты предоставляет нам возможность познакомиться с быстро набирающим популярность общественным отправлением культа. Проводящаяся в первый день каждого месяца, эта знаковая служба привлекает множество верующих из разных уголков столицы. Многие верующие прибывают к знаменитому святилищу рано утром, задолго до начинающейся во второй половине дня службы, чтобы занять местечко для своих фигурок святой на тротуаре, упирающемся в легендарный алтарь. Проведя много времени около алтаря и на ближайшем рынке контрафактных и контрабандных товаров, я был приятно удивлен тем изменениям, которые открылись моему взору при посещении храма 1 августа 2009 года. Верующие и торговцы превратили обычно тихую боковую улицу Алфарейя в шумное сочетание паломничества, карнавала и рынка под открытым небом. Разочарованный, что пропустил службу в прошлом месяце, я обрадовался появившейся возможности поучаствовать в важнейшем коллективном ритуале культа.
Лишь утром вернувшись на автобусе из Морелии, мы с супругой и дочерью вышли из станции метро «Тепито» в разгар дня, чтобы тотчас же оказаться в огромной толпе верующих и прохожих. По обеим сторонам улицы, на импровизированных лотках (занявших три квартала, от самой станции метро, до улицы Алфарейя), продавались все мыслимые виды атрибутики Санта Муэртэ, в том числе аэрозольные спреи и толстовки с шелкографией. Более доступные семицветные свечи и статуэтки, впрочем, занимали куда больше места на раскладных карточных столах, где торговцы Святой Смерти демонстрировали свою продукцию. Мы неспешно двигались к святилищу Доны Кеты, останавливаясь, чтобы взглянуть на верующих, во исполнение данных Белой Девочке обетов приближавшихся к храму не шагом, но на коленях, точь-в-точь как некоторые католики приходят в Базилику Пресвятой Девы Гваделупской к другим местам паломничества. Медленно двигающаяся таким образом двадцатилетняя Клаудия, чье передвижение которой по бетонной дороге как мог, облегчал кто-то из домочадцев, подкладывая под колени паломницы куски картона, сказала нам, что счастлива исполнить обет, данный ей Могущественной Леди, которая спасла ее новорожденную дочь от смертельной болезни.
Когда мы миновали последние стенды с атрибутикой, снимая по пути кое-что на видео, один из торговцев позвал нас к своему прилавку и посоветовал убрать камеру, так как это место «кишит ворами». Прекрасно сознавая опасность, мы тем не менее игнорировали мудрый совет и снимали все, что могли. Когда мы вышли на знаменитую улицу, я не мог поверить, что передо мною - некогда спокойное место, которое я многократно посещал. Санта Муэртисты и зеваки заполняли всю узкую улицу и тротуары. Хотя в толпе были люди всех возрастов, преобладали тинейджкры и молодые люди двадцати-тридцати лет. Ветер доносил запахи табака и марихуаны, смешивающиеся с алкогольными испарениями от сотен банок пива и бутылок ликера, превращающими воздух в какую-то опьяняющую субстанцию. Дополняли эту галлюциногенную атмосферу тысячи статуэток и даже несколько полноразмерных статуй - на тротуаре или в руках в владельцев, словно дети. Эти великаны красовались в черных, красных и фиолетовых одеяниях - покупные и сделанные вручную из смолы, дерева, акрила или папье-маше; одна фигура была даже одета в военную форму цвета хаки, и на груди ее красовались снаряженные патронные ленты. Каждый раз, когда я поворачивал голову, в глаза бросался очередной персонаж этого фантастического карнавала Святой Смерти.
В таком калейдоскопе образов было сложно избегать возможных проблем. Моя дочь и я казались единственными иностранцами в толпе, тогда как мою супругу-мексиканку, при ее хрупком телосложении и росте в пять футов и семь дюймов, нередко ошибочно принимают за жительницу Европы или американку. Едва мы обнаружили отличное местечко на тротуаре перед закрытым в этот день рестораном, как Дона Кета взяла в руки микрофон и, щедро пересыпая речь ругательствами, призвала толпу верующих после службы живо очистить улицу, чтобы не стать жертвами «гребаных воров», которые только и ждут случая их ограбить. Любопытно, что в районе, жители которого боятся полицейских ничуть не меньше, чем грабителей, Энрикета призывала верующих из толпы не стесняться своих родственников, служащих в полиции (при том, что полицейских нигде не было видно), и приводить их на будущие службы. Из-за тех же соображений безопасности, крестная культа некогда перенесла начало розария с исходной полуночи на восемь вечера, а теперь, для того чтобы верующие могли вернуться домой до темноты, эта основоположница культа, которую иные считают ведьмой, перенесла начало службы на 17.00. Когда мариачи, нанятые верующими для исполнения серенад в честь Белой Девочки, сыграли последнюю песню, предварявшую службу, Дона Кета передала микрофон своему сыну, который приветствовал толпу и начал службу с просьбы к Богу, чтобы тот позволил обратиться к скелетной святой.
Монотонно, как некоторые католические священники, Ромеро провел с последователями культа часовое богослужение, придерживаясь очень близко к той печатной версии, что вручила мне его мать. Не отвлекаясь на мелочи, давайте сосредоточимся на основных элементах молитвы. Как и в новене, главная героиня розария - Прелестница. Тем не менее, важную роль тут играют Бог, Иисус и Дева Мария, которые упоминаются в «Отче наш», «Радуйся, Мария» и «Славен будь», которые звучат на всем протяжении службы. Однако верующие в подавляющем большинстве приходят поблагодарить Святую Смерть за уже совершенное чудо, или же попросить у нее чего-то конкретного. Подборка включенных в розарий тематических молитв хорошо это отображает. Ведущий церемонию Ромеро может выбрать одну из них, которая посвящена работе, больным, покойникам, заключенным, наркоманам, призвана помешать врагам или же даровать защиту.
Вместо того чтобы обратиться за помощью в таких вопросах к Богородице, как это делают католики, последователи Доны Кеты прибегают к Санта Муэрте. Почти полное замещение ею Божией Матери отражено в заключительной молитве: «С тобою я иду, Пресвятая Смерть. И я продолжаю верить в твое могущество. Я покидаю тебя, обретя помощь и зная, что моя душа благополучно вернется. Милая мать, не отдаляйся и не отворачивайся от меня. Сопровождай меня везде и никогда не оставляй одного, и поскольку ты уже хранишь меня, как родная мать, сделай так, чтобы Отец, Сын и Дух Святой благословили меня. Аминь». В молитве Оберегающей Косы, однако, Костяная Леди в меньшей степени выступает как сладостная мать, но в большей - как Могущественная Леди, прибегающая для защиты своих духовных чад к смертоносному инструменту:
Белая Леди, я преклоняю колена у твоих ног, с просьбою и мольбой, чтобы те, кто пытается уничтожить меня, ощутили твою силу, могущество и вездесущность. Госпожа, я прошу тебя стать моим щитом и принять меры против зла, словно твоя оберегающая коса, которая уничтожает препоны, что могут возникнуть, и путь закрытые двери отворятся, а пути станут явными. Миледи, нет зла, которое ты не могла бы одолеть, нет ничего невыполнимого, что не обратилось бы во прах перед лицом твоего покровительства. Я подчиняюсь тебе и жду твоего благоволения. Аминь.